Беспилотные грузоперевозки разрешили еще на ЦКАД и на трассе М-12 «Восток»

12 августа 2024 г.11:41

Беспилотные грузоперевозки разрешили на ЦКАД и на трассе М-12 «Восток»

Пресс-служба ГК «Автодор»

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление, которое разрешает выполнение беспилотных грузовых перевозок на Центральной кольцевой дороге (ЦКАД) в Московской области и на трассе М-12 «Восток». Таким образом, получается, создается беспилотный логистический коридор от Санкт-Петербурга до Казани протяженностью около 1,5 тыс. км. Правда, его полноценно запустят только с готовностью всей необходимой цифровой инфраструктуры на ЦКАД и на М-12. Ожидается, что это произойдет где-то в 2026-м году.

Напомним: на данный момент беспилотные грузовые перевозки в рамках специального экспериментального режима выполняются на платной трассе М-11 «Нева» между Москвой и Санкт-Петербургом. Первые «умные» грузовики выехали на дорогу в июне прошлого года.

На данный момент на трассе используется 16 автоматизированных транспортных средств. К следующему году их количество планируют увеличить до 100. Беспилотники предоставляются «КамАЗом», а также «Сберавтотехом». Помимо производителей, в эксперименте участвуют логистические операторы и представители крупных федеральных торговых сетей.

По условиям экспериментального режима, пока в кабине транспортного средства обязательно должен находиться водитель-оператор, который в случае непредвиденной ситуации сможет взять управление на себя, однако в последующем контролировать движение беспилотных грузовиков планируют дистанционно.

Беспилотные грузовики передвигаются на трассе в общем потоке (без проезда по какой-то отдельной полосе), но заезжать в населенные пункты они не могут. Если есть необходимость доставить груз в город, то на подъезде к нему прицеп переставляют на обычный тягач.

В целом, эксперимент направлен на то, чтобы создать в России сеть беспилотных логистических коридоров, которая к 2030-м году должна растянуться как минимум на 19,5 тыс. км. В нее войдут основные платные дороги страны: М-11 «Нева», ЦКАД, М-12 «Восток», М-4 «Дон», М-3 «Украина» и др.

Таким образом, расширение беспилотного проекта на ЦКАД и на М-12 «Восток» полностью отвечает ранее обозначенным планам.

Правда, движение автоматизированных грузовиков на этих дорогах запустят не сейчас, а несколько позже — предположительно, к 2026-му году. Сейчас же, как уточнила директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова, на трассах готовят необходимую цифровую инфраструктуру.

«Расширение экспериментального правового режима на две новые трассы — шаг логичный. Трасса М-11 «Нева» изначально расценивалась как пилотный проект. Выбор ЦКАД и М-12 не случаен — в использовании именно этих трасс беспилотными магистральными грузовиками были заинтересованы крупнейшие логистические компании», — пояснила она, подчеркнув, что экономический эффект от беспилотных перевозок в принципе достигается в случае «длинных плечей» от пункта загрузки до пункта выгрузки.

Считается, что в идеале использование беспилотных грузовиков может на 25% увеличить скорость доставки товаров и при этом на 10% снизить себестоимость транспортировки.