В Приморском крае возбудили дело против компаний, пытавшихся организовать систему очереди в МАПП «Пограничный»

20 декабря 2022 г.12:13

Официальный сайт Правительства Приморского края

Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Приморскому краю возбудило дело по факту заключения антиконкурентного соглашения при организации движения грузовых автомобилей к пункту пропуска «Пограничный» на границе с Китаем, говорится на сайте ведомства. Как можно понять из сообщения, несколько компаний создали специальную ассоциацию, целью которой было регулировать движение в МАПП «Пограничный», где регулярно собираются очереди из грузовиков.

«Приморское УФАС России рассмотрело обращения предпринимателей и водителей, осуществляющих международные автоперевозки товаров из РФ в КНР и из КНР в РФ, о незаконном ограничении движения грузовых автомобилей к пункту пропуска «Пограничный»», — рассказали в ведомстве.

По данным Управления, несколько транспортных компаний, которые сами тоже выполняют перевозки через этот участок границы с Китаем, создали Ассоциацию «Грузоперевозчиков международного многостороннего автомобильного пункта пропуска Пограничный». Не исключено, что таким образом Ассоциация попыталась взять на себя решение ситуации в пункте пропуска, где регулярно собираются очереди из грузовых автомобилей и где проезд этих автомобилей на данный момент не организован.

Прежде в течение года в МАПП «Пограничный» действовала своеобразная система электронной очереди: перевозчики должны были подавать заявки на проезд к определенному пункту пропуска в Приморском крае, на основании чего на каждый день формировались реестры транспортных средств, которым было разрешено проехать к границе. Но в июне прошлого года такую систему отменили, после чего регулирования движения грузовиков в пунктах пропуска нет.

Однако в УФАС по Приморскому краю считают, что на самом деле целью создания специальной Ассоциации для МАПП «Пограничный» был не контроль ситуации в пункте пропуска, а «получение преимущества при организации очереди на проезд к границе, а также недопущение иных участников рынка к очереди».

«Стоит отметить, что полноценная реализация указанного соглашения (о создании Ассоциации – прим.) могла позволить перевозчикам диктовать цены на услуги перевозки, что в конечном итоге могло повлиять на стоимость плодовоовощной продукции», — пояснили в Управлении.

Там также отметили, что члены Ассоциации планировали получить все необходимые разрешения на осуществление своей деятельности от региональных органов власти. Сейчас же в отношении перевозчиков, заключивших соглашение, возбуждено дело по п. 3 ч. 4 ст. 11 закона «О защите конкуренции» о нарушении антимонопольного законодательства.

Вместе с тем в МАПП «Пограничный», как и в других пунктах пропуска на границе России с Китаем, действительно наблюдаются заторы из грузовых автомобилей. Это связано даже не столько с ростом товарооборота между странами, сколько с действующими коронавирусными ограничениями, принятыми китайской стороной.

Так, в частности, из-за пандемии коронавируса российские перевозчики не могут въезжать вглубь Китая. Они заезжают только в приграничную зону, чтобы оставить там прицеп для загрузки или разгрузки. После этого водители должны снова поехать назад на российскую территорию и ждать того времени, когда они могут вернуться за своим прицепом.

Как следствие, в самом пункте пропуска образуются заторы из грузовиков, которые готовятся в первый раз пересечь границу и которые ждут отмашки для повторного пересечения.

В сентябре прошлого года уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов заявлял о том, что на границе с Китаем должны быть организованы системы электронных очередей. Как сообщалось, с такой инициативой он выходил на премьер-министра РФ Михаила Мишустина, министра транспорта РФ Виталия Савельева и в целом на федеральное Правительство, однако пока такая инициатива не была воплощена сверху.