В начале марта Дмитрий Козак снова встретится с нефтяниками

27 февраля 2019 г.15:52

В начале марта Дмитрий Козак снова встретится с нефтяниками

kremlin.ru

Правительство и нефтяные компании продолжают обсуждать механизмы регулирования рынка топлива после 31-го марта, когда истекает соглашение о стабилизации цен. Ближайшее такое совещание может состояться в начале марта у курирующего топливно-энергетический комплекс вице-премьера Дмитрия Козака. Об этом, как сообщает ТАСС, журналистам рассказал глава «Лукойла» Вагит Алекперов.

«Я буду принимать участие в совещании у Дмитрия Николаевича. В начале марта будет такая встреча», — сказал глава «Лукойла».

«Мы взяли на себя обязательства, что выше инфляции цена бензина не будет подниматься. Сегодня формируются новые подходы к тому, чтобы стабилизировать рынок. Все-таки это соглашение, оно хорошее, оно работает, мы социально ответственные. Но тем не менее, механизм должен стимулировать, чтобы мы были заинтересованы реализовывать свой товар на российском рынке. Поэтому демпферная ставка должна быть подкорректирована, она не должна быть отрицательной. Поэтому дискуссии ведутся, но конкретики пока нет», — сказал он.

По словам Вагита Алекперова, на совещании «скорее всего, будет весь пакет мер обсуждаться, который позволит стабилизировать цены до конца года и на будущее». Представитель Дмитрия Козака Илья Джус подтвердил, что серия совещаний по рынку топлива действительно запланирована на ближайшее время.

«Налоговый маневр» и стабилизация цен

К 2024-му году в России должен завершиться «налоговый маневр» в нефтяной отрасли, в рамках которого будет обнулена экспортная пошлина на нефть при одновременном увеличении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Рост НДПИ и снижение экспортных пошлин на нефть могут привести к росту ее внутренней цены, в результате чего возрастет себестоимость производства нефтепродуктов.

Для сдерживания внутренних цен на топливо предусмотрены, в частности, демпфирующие механизмы. Так, государство будет компенсировать компаниям разницу между установленной базовой ценой топлива и более высокой экспортной ценой.

Также предусмотрен обратный акциз на нефть, поступающую на нефтеперерабатывающие заводы: если на выпуск бензина класса «Евро-5» приходится более 10% первичной переработки, то заводу будут компенсировать 3 тыс. рублей на тонну сырья, однако только при условии поставки топлива на внутренний рынок. Обратный акциз получат нефтеперерабатывающие заводы, которые уже модернизировали производство или намерены сделать это в течение трех лет.

С 1-го ноября, напомним, нефтяные компании обязались, кроме того, «заморозить» мелкооптовые цены на топливо: с 1-го января до 31-го марта они могут быть увеличены лишь на уровень инфляции, а розничные — максимум на 1,7%.

Считается, что с окончанием действия «заморозки» топливный рынок перейдет с административного на экономический режим управления, а нефтяные компании смогут устанавливать уровень цен в зависимости от экономической ситуации и с учетом получения максимально возможной прибыли.

Вместе с тем ранее заместитель министра энергетики Павел Сорокин отмечал, что демпфирующий механизм, который должен сделать внутренний рынок более привлекательным для нефтяных компаний, работает только по дизельному топливу.

В качестве одной из мер по стабилизации рынка рассматривается также введение гибкой ставки акциза на топлива, зависящей от уровня цен на нефть. Предложения по внедрению такого механизма профильные ведомства должны предоставить к началу марта.

Добавим: две предыдущие встречи вице-премьера Дмитрия Козака с представителями нефтяных компанией заканчивались введением новых ручных инструментов управления рынком: в конце мая прошлого года — решением о «заморозке» розничных цен, в конце октября — о «заморозке» мелкооптовых.