Кажется, реестру автомобильных грузоперевозчиков все-таки быть...

24 июля 2024 г.18:29

Реестру автомобильных грузоперевозчиков все-таки быть

Пресс-служба ГК «Автодор»

В среду, 24-го июля, Государственная Дума в первом чтении одобрила законопроект, который предусматривает создание в России реестра автомобильных грузоперевозчиков. Без записи в таком реестре юридические лица и индивидуальные предприниматели в принципе не смогут на коммерческой основе осуществлять доставку товаров внутри России. Причем владельцев грузов, которые обратились к перевозчикам, не упомянутым в реестре, тоже ждет какого-то рода ответственность. При этом для включения в реестр перевозчики должны будут не только предоставить данные о себе и своих транспортных средствах, но и подтвердить свою финансовую состоятельность, профессиональную надежность и компетентность.

В целом, зарегистрироваться в реестре должны будут все собственники грузовых автомобилей разрешенной максимальной массой от 3,5 тонн (или те, кто на законном основании используют такие транспортные средства), если они осуществляют коммерческую перевозку грузов.

Таким образом, для владельцев грузовиков массой 3,5 тонны и ниже включение в реестр не требуется. Кроме того, под действие законопроекта не подпадают международные перевозчики (поскольку они уже зарегистрированы в другом соответствующем реестре, данные из которого будут взяты автоматически), а также перевозки для собственных нужд и перевозки без выезда на дороги общего пользования.

Регистрация в реестре будет происходить по заявительному принципу: перевозчик должен будет уведомить о начале осуществления коммерческой деятельности по перевозке грузов и одновременно сообщить основные данные о себе и используемых на законном основании транспортных средствах.

К таким данным, в частности, относятся:

• название компании (или ФИО — для ИП), номер налогоплательщика, адрес, телефонный номер, адрес электронной почты;

• ФИО специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения и номер подтверждающего это документа;

• регистрационный номер грузового автомобиля, его модель и марка, разрешенная максимальная масса, договор лизинга или аренды, если транспортное средство не находится в непосредственной собственности;

• номер действующего полиса ОСАГО.

По своему желанию перевозчик также может предоставить информацию о том, на каких именно грузах он специализируется, по каким маршрутам чаще всего осуществляет перевозки, на какую сумму застрахован по полису страхования ответственности перевозчика, а также адрес своего сайта.

Согласно законопроекту, сведения о перевозчике должны быть включены в реестр уже на следующий день после подачи уведомления.

Однако для включения в реестр необходимо еще соответствовать трем основным требованиям — финансовой состоятельности, профессиональной надежности и профессиональной компетентности.

Финансовая состоятельность предусматривает отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и т.п., профессиональная надежность — отсутствие у руководителя компании или ИП непогашенной судимости за уголовные преступления в сфере экономической деятельности, экологии, трудового законодательства, безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта.

А профессиональная компетентность подразумевает наличие в штате сотрудника, ответственного за безопасность дорожного движения.

Соответствие всем этим требованиям будет проверяться в автоматическом режиме через систему межведомственного взаимодействия. Точно таким же образом будет проверена и информация о регистрации юридического лица или ИП, транспортных средств и о наличии действующего полиса ОСАГО.

Сам реестр будет вестись в электронном виде на базе специально созданной национальной цифровой транспортно-логистической платформы «ГосЛог». Все данные из реестра, за исключением адреса проживания ИП, будут общедоступны.

Перевозчикам же, зарегистрированным в реестре, в Личный кабинет будет выслана электронная выписка с QR-кодом, ведущим на соответствующую запись.

Без записи в реестре автомобильные грузоперевозчики в принципе не смогут осуществлять доставку товаров на коммерческой основе. Причем ответственность предусмотрена (правда, в законопроекте не уточняется — какая именно) и для грузовладельцев, которые обратились за транспортными услугами к компании или ИП, отсутствующим в реестре.

Из реестра, кстати, перевозчика могут и исключить. Во-первых, по его собственному заявлению. Во-вторых, если обнаружится несоответствие указанных требований реальным. Правда, в этом случае перевозчику еще дается 10 дней на корректировку данных. Если в указанный срок он этого не сделает, то исключать его из реестра будут по решению суда.

А в-третьих, если перевозчик признан виновным в ДТП со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.

Кроме того, причиной исключения из реестра может стать снятие с учета юридического лица или ИП или многократное нарушение требований о соблюдении безопасности дорожного движения (непроведение медицинских осмотров водителей, выпуск на линию транспортного средства в неисправном техническом состоянии и пр.).

Ожидается, что закон должен вступить в силу с 1-го марта 2025-го года. Однако для перевозчиков, уже работающих на рынке, предусмотрен переходный период. Так, владельцы и пользователи грузовиков массой 12 тонн и более должны будут зарегистрироваться в реестре в течение 180 дней с момента вступления закона в силу, а владельцы и пользователи грузовиков массой более 3,5 тонн, но менее 12 тонн — в течение 270 дней.

Зачем нужен этот законопроект?

Авторы законопроекта уверены, что создание реестра автомобильных грузоперевозчиков поможет установить 100-процентный контроль за этой областью, повысить прозрачность оказания транспортных услуг и уровень безопасности дорожного движения, а также даст в бюджет дополнительно около 450 млрд. рублей в год, поскольку те перевозчики, которые сейчас работают по «серым» схемам, благодаря реестру выйдут из тени.

В пояснительной записке составители закона подчеркивают, что с отменой лицензирования автомобильных грузоперевозок в 2009-м году контроль государства за этой сферой был утерян. Несмотря на то что по требованию закона перевозчик должен уведомить о начале соответствующей деятельности, в реальности этому правилу следуют лишь около 20% собственников грузовых автомобилей (по данным Ространснадзора на апрель 2022-го года).

Таким образом, о деятельности еще 80% владельцев грузовых транспортных средств вообще ничего не известно. Как следствие, не менее 60% грузовых автомобильных перевозок в стране осуществляются по «серым» схемам, отмечают авторы законопроекта. Из-за чего добросовестные перевозчики оказываются в неравных конкурентных условиях, бюджет теряет налоговые поступления, а уровень безопасности дорожного движения снижается.

Так, по данным составителей закона, в 2023-м году из-за нарушений ПДД водителями грузовых автомобилей произошло 9,893 тыс. дорожно-транспортных происшествий, где погибли 1 588 человек. Это — в 9 раз больше числа погибших в ДТП по вине водителей пассажирских автобусов (176 человек), подчеркивается в пояснительной записке.

Таким образом, принятие закона и создание реестра автомобильных грузоперевозчиков поможет также снизить и смертность на дорогах, считают авторы законопроекта.

Замечания к законопроекту

Несмотря на то что до принятия в первом чтении законопроект в целом был одобрен Правительством РФ, у Правительственной комиссии все-таки есть замечания к документу.

Так, в частности, в Кабинете министров обращают внимание на положение об ответственности грузовладельцев, обратившихся за услугами к перевозчикам, которые не значатся в реестре. Во-первых, в Правительстве указывают, что в законопроекте в принципе не уточняется, о какой форме ответственности идет речь, а во-вторых, в целом ставят под сомнение этот пункт.

«В рамках иных разрешительных режимов (например, лицензирование) нормы об ответственности лица, заключившего договор на оказание услуг (выполнение работ) с лицом, не имеющим соответствующего разрешения, не предусматриваются. В связи с этим проектируемая норма требует дополнительной проработки», — говорится в заключении Правительственной комиссии.

Кроме того, там просят уточнить положение о финансовой состоятельности перевозчиков, включив в него, помимо отсутствия налоговой задолженности, отсутствие неуплаченных штрафов в области транспортного контроля и безопасности дорожного движения (невнесение платы в рамках системы «Платон», нарушение установленных требований к использованию тахографа и пр.).

Одновременно в Правительственной комиссии считают необходимым предусмотреть механизм обжалования решения об исключении из реестра и ввести возможность приостановки права осуществления деятельности по выполнению грузовых перевозок на то время, пока суд рассматривает заявление об исключении перевозчика из реестра.

В Правительстве также отмечают, что при составлении законопроекта неучтенным оказался еще один вид перевозок — каботажные перевозки по территории России, которые с 1-го марта 2025-го года станут доступны перевозчикам из ЕАЭС. По своей сути это тоже будут внутрироссийские перевозки, а значит, положения о реестре каким-то образом должны охватывать и их, подчеркивают в Правительственной комиссии.

При этом там предлагают ввести закон в силу чуть позже — с 1-го сентября 2025-го года, когда будет готова национальная цифровая транспортно-логистическая платформа «ГосЛог», на базе которой и будет действовать реестр.

Поправки в законопроект должны представить в 30-дневный срок с момент его одобрения в первом чтении.

Не первая попытка

Стоит отметить, что ранее в России уже пытались принять закон о введении реестра автомобильных перевозчиков, однако тогда эти попытки не увенчались успехом.

В частности, в 2019-м году подобный законопроект внесли в Государственную Думу. Но к его рассмотрению депутаты так и не приступили.

Правда, условия создания того реестра были гораздо жестче. Так, например, для подтверждения своей финансовой состоятельности перевозчик должен был иметь в собственности имущество стоимостью не менее 500 тыс. рублей на одно транспортное средство и не менее 200 тыс. рублей на каждое следующее.

Впрочем, у нынешнего законопроекта на самом деле достаточно шансов на конечное принятие. И не только потому, что он мягче, или потому, что одобрен Правительственной комиссии.

Авторы документа подчеркивают, что законопроект разработан в соответствии с поручением президента РФ определить квалификационные требования для допуска перевозчиков на рынок внутренних грузовых автомобильных перевозок для повышения безопасности на автомобильном транспорте.