В Кыргызстане дали старт строительству железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан»

27 декабря 2024 г.15:21

Дан старт строительству железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан»

Пресс-служба президента Кыргызской Республики

В пятницу, 27-го декабря, в Кыргызстане дали старт строительству железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». На официальной церемонии присутствовал глава Кыргызстана Садыр Жапаров, сообщили в его пресс-службе. Новая магистраль пройдет через три страны, однако наибольший объем работ придется именно на территорию Кыргызстана. Железная дорога будет построена по стандартам узкой и широкой колеи с пунктом по замене колесных пар на кыргызской станции «Макмал». Реализация проекта позволит не только соединить между собой железнодорожным сообщением три страны, но и откроет альтернативный маршрут доставки товаров из Азии в Европу.

«Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров сегодня, 27-го декабря, в ходе рабочей поездки в Джалал-Абадскую область принял участие в церемонии запуска строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Первый камень в основание масштабного регионального проекта заложен в селе Тош-Кутчу города Джалал-Абад», — рассказали в пресс-службе кыргызского лидера.

Напомним: строительство железной дороги между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном обсуждалось уже на протяжении не одного десятка лет, однако за последние два года процесс значительно ускорился. Видимо, в том числе и потому, что на фоне санкций, введенных ЕС в отношении России, стали активно развиваться маршруты для доставки товаров из Китая в Европу в обход РФ.

Таким образом, железная дорога «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» станет ответвлением Транскаспийского маршрута, который по своей классической схеме проходит по территории Казахстана до акватории Каспийского моря, а затем через Азербайджан, Грузию и Турцию выходит на страны ЕС.

С вводом же в эксплуатацию новой магистрали появится дополнительный вариант перевозки до портов Каспийского моря — через Кыргызстан, Узбекистан и Казахстан или через Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан.

Правда, когда именно дорогу «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» откроют для движения, пока точно неизвестно.

В целом, протяженность магистрали составит около 450 км. Большая часть работ по ее прокладке придется на территорию Кыргызстана. От китайского Кашгара до кыргызской станции «Макмал» будет построена узкая колея, а от станции «Макмал» до узбекского Андижана — широкая.

Как следствие, пункт по замене колесных пар должны организовать именно на кыргызской станции «Макмал».

Проект оценивается в 8 млрд. долларов. Ранее специально для его реализации была создана совместная компания из представителей трех стран.

Ожидается, что к 2050-му году по железной дороге «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» смогут перевозить до 13,5 млн. тонн грузов в год.

«Этот маршрут обеспечит доставку грузов из Китая в Кыргызстан, а также в страны Центральной Азии и Ближнего Востока, включая Турцию, и далее в Европейский Союз. Проект укрепит межрегиональные связи, поможет диверсифицировать транспортные направления и повысить конкурентоспособность региона как международного транспортно-транзитного хаба, что соответствует целям стран Центральной Азии», — заключил в ходе официальной церемонии Садыр Жапаров.