Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

В правительстве намерены вернуть частные дорожные камеры под управление государства

13 февраля 2019 г.16:19

В Правительстве планирует радикально пересмотреть принципы использования дорожных камер и в течение пяти-шести лет передать их государству. На данный момент, по мнению вице-премьера Максима Акимова, из-за существования в этой сфере государственно-частного партнерства такие комплексы в большей степени нацелены не на профилактику нарушений ПДД, а на зарабатывание денег.

«Сейчас камера — это средство коммерциализации, — отметил Максим Акимов в интервью изданию РБК. — Все эти государственно-частные партнерства в такой сфере мне очень не нравятся. Мы будем «придушивать» «серые» схемы. Во многих головах господствует идея, что такие спорные формы ГЧП — это решение бюджетных проблем. Нет, это продажа будущих свобод в рассрочку. В случае с камерами государство должно было напрямую вкладываться и на федеральных, и на региональных, и на муниципальных трассах».

Практика привлечения частных средств для развития систем фотовидеофиксации применяется относительно недавно: раньше они закупались и эксплуатировались ГИБДД исключительно за бюджетный счет. Одна из самых известных схем с 2016-го года применяется в Московской области: Правительство региона заключило концессию с частной компанией «МВС Груп», которая обязалась установить более 1 тыс. камер в обмен на 233 рубля из бюджета за каждый оплаченный штраф. По такой формуле в 2017-м году компания получила около 250 млн. рублей. При этом по данным издания «Коммерсантъ», бизнес модель, заложенная в концессионное соглашение с «МВС Груп», оказалась несовершенной: в результате компания зарабатывает меньше, чем планировала.

Тем не менее власти Московской области планируют в том числе и за счет концессии нарастить число комплексов. В Москве, отметим, большая часть комплексов также частные, но находятся в аренде: доходы владельцев не зависят от количества штрафов.

По словам Максима Акимова, Правительство выступит с пересмотром применяемой схемы. «Мы внимательно будем смотреть на интересы концессионеров, потому что это гражданско-правовые отношения, — заявил вице-премьер. — Вынуть меч из ножен и рубить — нехорошая политика. Но ветер изменится, станет более колючим в отношении этих проектов». Пока что частные компании, владеющие камерами, продолжат работать, заявил он, но впоследствии система видеофиксации нарушений будет передана государству, это произойдет в течение пяти-шести лет. «Там, где государство использует принуждение и наказание, я против частных проектов, — подчеркнул Максим Акимов. — Мы подменяем главный мотив — добиваться, чтобы на этом участке никто не нарушал. А сейчас мотив — добиваться, чтобы нарушали как можно чаще, потому что денежный поток становится главным мерилом. Там, где государство должно обеспечивать базовые права граждан, оно должно присутствовать, невзирая на расходы».

Проблема зарабатывания на штрафах обсуждается не первый год. Еще в 2013-м году Общественная палата представила доклад, в котором приводились данные Министерства финансов Омской области: ведомство планировало за счет штрафов пополнить годовой бюджет области на 492 млн. рублей. В Самарской области власти предложили профинансировать мероприятия по безопасности движения, выделив средства на камеры, поскольку они приносят наибольший доход. Депутаты Самарской думы даже просчитали формулу: каждый вложенный в комплекс фиксации нарушений рубль приносит трехкратный доход.

Сейчас 30% всех штрафов ГИБДД в России приходится на Москву и Московскую область. В 2018-м году бюджет столицы получил от штрафов около 12,3 млрд. рублей, Московской области — 6,7 млрд. рублей. 90% этих сумм было обеспечены камерами.