В Беларуси считают, что с закрытием двух переходов количество грузовиков, ежесуточно въезжающих на территорию Литвы, сократится на 40%

29 февраля 2024 г.12:12

Число грузовиков, въезжающих на территорию Литвы, сократится на 40%

Государственный пограничный комитет Республики Беларусь

Уже с завтрашнего дня, с 1-го марта, между Беларусью и Литвой останутся действующими только два автомобильных пункта пропуска. Пограничные переходы «Лаворишкес/Котловка» и «Райгардас/Привалка» будут закрыты по инициативе литовской стороны. В связи с этим в Государственном пограничном комитете Беларуси прогнозируют, что поток грузовых автомобилей, ежесуточно въезжающих на территорию соседней республики, сократится на 40%. При этом литовское направление на данный момент является наиболее популярным для выполнения грузовых перевозок с Европой, причем не только для белорусских или российских перевозчиков, но и для перевозчиков из стран Азии и Кавказского региона.

Напомним: решение о закрытии пунктов пропуска «Лаворишкес/Котловка» и «Райгардас/Привалка» было принято Правительством Литвы на прошлой неделе. В Кабинете министров республики поясняют, что таким образом можно будет установить более жесткий контроль за перемещением санкционных товаров и контрабанды, поскольку весь транспортный поток пойдет только через два перехода — «Мядининкай/Каменный Лог» и «Шальчининкай/Бенякони».

Однако с белорусской стороны подобное решение считают несправедливым — как раз таки специально и предназначенным для того, чтобы в принципе сократить поток грузов и пассажиров через белорусско-литовскую границу.

«Литовское направление остается самым загруженным для грузового транспорта на границе Беларуси и стран Евросоюза. Несмотря на это, сопредельная сторона целенаправленно продолжает создавать препятствия в пересечении границы грузоперевозчикам и собственным гражданам. Под предлогом обеспечения выполнения международных санкций и снижения рисков безопасности литовские власти преследуют цель сокращения потока граждан, транспорта и товаров через литовско-белорусскую границу», — прокомментировали шаг литовской стороны в Государственном пограничном комитете РБ.

Там подчеркивают, что в результате количество грузовых автомобилей, ежесуточно въезжающих на территорию Литвы, с 1-го марта сократится как минимум на 40%.

При этом в Комитете обращают внимание, что сейчас на въезде в Литву и так стоят очереди из грузовиков (совокупно — более 1 тыс. машин), притом что пропускная способность пограничных переходов искусственно занижена.

«За минувшие сутки сотрудники четырех функционирующих литовских погранпереходов пропустили на свою территорию 32% фур от нормы. Из них 13% транспорта проследовало через пункты пропуска «Лаворишкес» («Котловка») и «Райгардас» («Привалка»), которые сопредельная сторона планирует закрыть», — отметили в ведомстве.

В свою очередь, в Таможенном департаменте Литвы накануне предупредили, что уже за день до закрытия, то есть с 29-го февраля, перестанут пускать грузовые автомобили в зоны ожидания закрываемых пограничных переходов, а с вечера 29-го февраля со своей стороны ограничат проезд к указанным пунктам пропуска.

Вместе с тем на данный момент с белорусской стороны к пункту пропуска «Котловка» («Лаворишкес») стоит 30 грузовиков. В пункте пропуска «Привалка» («Райгардас») очереди нет.

Добавим также, что сейчас на всех участках границы Беларуси со странами ЕС функционирует ограниченное число автомобильных переходов: с Латвией — один из двух пунктов пропуска («Григоровщина/Патерниеки»), с Польшей — два из шести переходов («Козловичи/Кукурыки» — для грузового транспорта, «Брест/Тересполь» — для пассажирского).

На границе с Литвой первые два перехода («Твярячюс/Видзы» и «Шумскас/Лоша») были закрыты в августе прошлого года. Правда, они главным образом предназначены для пассажирского сообщения.