Уже исчерпали свои лимиты: часть грузов больше нельзя перевозить по железной дороге в Калининград
9 августа 2022 г.12:43
Пресс-служба Правительства Калининградской области
Калининградская область уже исчерпала лимиты на перевозку ряда товаров по железной дороге через Литву. Об этом, как отмечает ТАСС, заявил губернатор региона Антон Алиханов во вторник, 9-го августа, на площадке дискуссионного клуба «Валдай». Это, в частности, отдельные виды железа, стали, нефти и нефтепродуктов, удобрений и лесоматериалы.
«На сегодняшний день мы уже исчерпали установленные лимиты европейцами на перевозки ж/д транспортом части номенклатуры грузов, например [на] отдельные виды железа, стали, нефти и нефтепродуктов, удобрений, антифриз, лесоматериалы. В общем, достаточно большая номенклатура, по которой у нас уже нет этих вот возможностей из-за установленных квот», — рассказал Антон Алиханов.
Он напомнил, что транзит попавших под санкции товаров с основной территории РФ в Калининград и обратно через территорию Литвы ограничен лимитами. Евросоюз учитывает, соответствует ли объем перевозок среднеарифметическому объему доставленных в регион товаров по железной дороге в течение 2019-го, 2020-го и 2021-го годов, для чего устанавливаются средние объемы по каждому виду товаров отдельно на календарный год.
«Этот расчет не учитывает вообще никак грузы, которые перевозились автомобильным транспортом до того момента, как вводились санкционные ограничения», — подчеркнул Антон Алиханов.
«По оперативным данным наших таможенных органов, автотранспортом в 2021-м году в область с основной территории РФ было ввезено порядка 400 тыс. тонн грузов, которые попали под санкционные ограничения. С нашей территории вывезено было порядка 100 тыс. тонн грузов. То есть это полмиллиона тонн грузов. … Мы его не можем перевозить даже железнодорожным транспортом, хотя европейцы видят этот транзит в своей статистике. Но по какой-то причине они не разрешают перевезти эти товары железнодорожным транспортом, хотя разрешили железнодорожный транзит», — отметил глава Калининградской области.
Ранее он также пояснял, что некоторые товары в принципе прежде не перевозились транзитом по территории Литвы, поскольку закупались регионом непосредственно в странах ЕС. Теперь, с введением санкций, их уже не могут приобретать в Евросоюзе и везут с основной территории России. Однако получается, что любой их объем транзита будет выше нулевых, по сути, средних значений за последние три года.
Транзит в Калининградскую область
В середине июня этого года частично был остановлен железнодорожный и автомобильный транзит ряда грузов между Калининградской областью и основной частью России. Под запрет попали товары, включенные в санкционные списки ЕС как те, оборот которых между РФ и ЕС ограничен. Это, к слову, составило около 30% от объема транзита.
Через месяц после разъяснений Еврокомиссии железнодорожный транзит возобновили. Правда, он возможен при условии контроля со стороны Литвы и соблюдении должных объемов — не более средних значений за последние три года.
При этом автомобильный транзит санкционных грузов так и остался под ограничениями.
Вместе с тем сейчас существует риск полной остановки транзита по территории Литвы, поскольку литовский «Шяуляй банк», через который и шли все транзакции по транзиту, объявил, что с 1-го сентября полностью прекращает работу с российскими клиентами.
С литовской стороны говорят, что ищут пути решения проблемы, однако подчеркивают, что банк является коммерческой структурой и государственные органы не могут повлиять на его позицию.