Узбекистан может присоединиться к прослеживанию грузовых перевозок с помощью навигационных пломб
17 ноября 2025 г.17:22

Евразийская экономическая комиссия
Узбекистан подтвердил свою готовность к тому, чтобы подключиться к единой транзитной системе ЕАЭС, рассказали в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по итогам рабочей встречи министра по таможенному сотрудничеству ЕЭК Руслана Давыдова с председателем Государственного таможенного комитета Узбекистана Акмалхужой Мавлоновым. Подключение к единой системе транзита может предусматривать также и использование навигационных пломб для отслеживания перевозок определенных видов товаров. В странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) к обязательному навигационному сопровождению грузов должны перейти с 11-го февраля следующего года. Однако уже сейчас на границе Казахстана с Узбекистаном в пилотном режиме проводят наложение таких устройств.
«Подтверждена готовность к запуску работы по присоединению Узбекистана к единой транзитной системе ЕАЭС. Это позволит упростить таможенные процедуры и ускорить доставку как транзитных грузов, так и товаров во взаимной торговле», — рассказали в пресс-службе ЕЭК.
Напомним: соглашение о единой транзитной системе ЕАЭС и третьей стороны было подписано в конце декабря прошлого года.
В целом, оно предусматривает переход к единой форме транзитной декларации, применение единых правил по обеспечению обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, предоставление отдельных специальных упрощений уполномоченным экономическим операторам (УЭО), гармонизацию таможенного контроля, автоматизацию и перевод основных документов в электронный вид.
Все это должно обеспечить «бесшовность» грузовых перевозок по основным международным маршрутам.
Однако одновременно концепция соглашения предполагает также и использование электронных навигационных пломб, которые позволяют в режиме онлайн отслеживать перемещение груза на всем пути их следования.
Таким образом, присоединение Узбекистана к единой транзитной системе ЕАЭС может включать в себя и навигационное сопровождение товаров. Тем более что эта тема тоже обсуждалась на встрече представителей Узбекистана и ЕАЭС.
«Руслан Давыдов рассказал о перспективах применения электронных навигационных пломб в ЕАЭС, а также предложил проработать вопрос применения пломбы от Ташкента до Санкт-Петербурга», — уточнили в пресс-службе ЕЭК.
Напомним: в странах ЕАЭС к обязательному использованию электронных навигационных пломб для автомобильной и железнодорожной доставки определенных видов грузов должны перейти с 11-го февраля 2026-го года.
К грузам, которые будут подлежать навигационному сопровождению, относятся:
• санкционные и отдельные виды подакцизных товаров, в том числе алкоголь и табак (при перевозке автомобильным или железнодорожным транспортом в рамках транзита, экспорта или взаимной торговли стран ЕАЭС);
• отдельные категории товаров, такие как одежда, обувь и техника (при осуществлении автомобильного транзита);
• никотинсодержащая продукция и никотиновое сырье (при вывозе автомобильным транспортом на экспорт с таможенной территории ЕАЭС).
На данный момент такие устройства уже применяются при перевозках по территории Союзного государства (Россия и Беларусь). А в Казахстане наложение навигационных пломб сейчас как раз тестируется в пункте пропуска «Б. Конысбаева/Яллама» на границе с Узбекистаном.
Ожидается, что использование устройств позволит исключить «серые» схемы в торговле определенными товарами, обеспечить сохранность грузов, а также ускорить сроки доставки, поскольку пломба также содержит в себе в электронном виде необходимую таможенную информацию, что сокращает время, необходимое для пересечения границы.
Что касается единой транзитной системы ЕАЭС, то ранее сообщалось, что, помимо Узбекистана, в перспективе к ней могут подключиться другие страны Центральной Азии и Китай.
