Надо ли менять навигационную пломбу на границе России и Беларуси? Рассказываем подробнее о новом порядке ввоза товаров на территорию Союзного государства

28 января 2025 г.11:42

Рассказываем о новом порядке ввоза товаров на территорию Союзного государства

ООО «Центр развития цифровых платформ»

С 27-го января 2025-го года стало обязательным наложение электронных навигационных пломб при ввозе автомобильным транспортом определенных грузов в Россию и Беларусь. Речь идет как о непосредственном импорте товаров в одну из стран, так и о «сквозном» транзите по территории этих государств. Как отмечают в Министерстве транспорта РФ, новый механизм должен обеспечить прозрачность и безопасность автомобильных перевозок и тем самым повысить доверие к транзиту через Россию и Беларусь. Как именно новый порядок будет работать на практике? Мы подготовили специальный материал, попытавшись найти ответы на основные вопросы перевозчиков.

Какие именно товары подпадают под наложение навигационных пломб?

Навигационные пломбы являются обязательными при ввозе на территорию России или Беларуси алкогольной продукции (коды ТН ВЭД 2203 00, 2204, 2205, 2206 00, 2207, 2208), табачных и никотинсодержащих изделий (коды ТН ВЭД 2401, 2402, 2403, 2404), а также т.н. «высокорисковых» товаров.

К последним относятся предметы одежды и обуви (коды ТН ВЭД 4303, 6101-6106, 6110, 6401-6405), сотовые и мобильные телефоны (код ТН ВЭД 8517), звуко- или видеозаписывающая и звуко- или видеопроизводящая аппаратура (коды ТН ВЭД 8519, 8521), аппаратура для радиовещания и телевидения (код ТН ВЭД 8525), радионавигационное оборудование (код ТН ВЭД 8526), приемная аппаратура для радиовещания (код ТН ВЭД 8527), мониторы и проекторы (код ТН ВЭД 8528).

Кроме того, устройства необходимо применять при помещении в Беларуси под таможенную процедуру таможенного транзита опасных грузов, а также при экспорте табачных изделий с территории Союзного государства, в том числе в рамках взаимной торговли России и Беларуси.

Как можно получить навигационные пломбы?

Вообще, в идеале, навигационные пломбы накладываются непосредственно в пунктах пропуска при пересечении границы. Однако если во всех автомобильных переходах между Беларусью и странами ЕС действительно есть представительства национального оператора пломбирования (РУП «Белтаможсервис»), то на границе России с третьими странами офисы оператора (ООО «Центр развития цифровых платформ») имеются лишь в некоторых пунктах пропуска.

Это: МАПП «Куничина Гора» и МАПП «Шумилкино» на границе с Эстонией; МАПП «Убылинка» и МАПП «Бурачки» на границе с Латвией; МАПП «Кяхта» на границе с Монголией; МАПП «Верхний Ларс» на границе с Грузией; МАПП «Яраг-Казмаляр» и МАПП «Тагиркент-Казмаляр» на границе с Азербайджаном; МАПП «Бугристое», МАПП «Петухово», МАПП «Маштаково», МАПП «Озинки» и МАПП «Сагарчин» на границе с Казахстаном; МАПП «Забайкальск», МАПП «Кани-Курган», МАПП «Краскино», МАПП «Пограничный», ДАПП «Полтавка» и ДАПП «Турий Рог» на границе с Китаем.

Во всех остальных пунктах пропуска представительства ООО «Центр развития цифровых платформ» (ООО «ЦРЦП») отсутствуют. Это значит, что перевозчик должен сам заблаговременно позаботиться о получении необходимого количества навигационных устройств.

Пломбы можно взять накануне выполнения перевозки в офисах ООО «ЦРЦП», а также в офисах «Платона», поскольку обе эти компании имеют одинакового учредителя.

Кроме того, российский оператор пломбирования сейчас разрабатывает услугу по предварительному заказу и отправке навигационных устройств. Правда, когда такая возможность появится на практике, пока сказать сложно.

Так можно ли пересекать границу через те пункты пропуска, где нет офисов оператора?

Можно, только навешивать навигационные пломбы придется самостоятельно при удаленном взаимодействии с оператором.

Правда, иностранным перевозчикам, которые просто намереваются следовать через территорию России транзитом, лучше въезжать через те пункты пропуска, где есть сотрудники ООО «ЦРЦП», поскольку до запуска услуги по отправке навигационных пломб им тяжело предварительно получить устройства.

Как в принципе правильно выполнять перевозку под навигационными пломбами?

Прежде всего, необходимо зарегистрироваться на сайте российского (по ссылке) и белорусского (по ссылке) операторов пломбирования и принять договор оферты на оказание услуг.

Затем перед каждой перевозкой, подпадающей под наложение навигационных пломб, необходимо будет заполнять соответствующую заявку оператору (российскому и/или белорусскому — в зависимости от места въезда на территорию Союзного государства и маршрута перевозки), указывая в ней сведения о транспортном средстве (тип, регистрационный номер, страна регистрации) и контейнере (при его наличии), информацию о перевозимых товарах (код ТН ВЭД, масса и пр.), планируемые даты въезда в Россию или Беларусь и выезда с территории Союзного государства (или прибытия в пункт назначения на территории Союзного государства), а также требующееся количество навигационных пломб или их уникальные серийные номера, если устройства уже есть на руках перевозчика.

Одновременно с заполнением заявки обязательным условием является плата за пользование навигационными пломбами и за услуги по их сопровождению — отдельно российскому и белорусскому операторам (опять-таки, в зависимости от маршрута перевозки).

Снятие же навигационных пломб происходит либо на границе с третьими странами, если речь идет о «сквозном» транзите, либо непосредственно в пункте назначения в России или Беларуси. В последнем случае об этом необходимо уведомить того национального оператора пломбирования, на территории которого завершается перевозка (в РБ — РУП «Белтаможсервис», в РФ — ООО «ЦРЦП»).

Сколько стоит использование навигационных пломб?

Российском оператором пломбирования (ООО «ЦРЦП») установлены следующие тарифы на использование навигационных устройств:

12 594 рубля за одну пломбу, если перевозка начинается в России и продолжается на территории Беларуси;

9 858 рублей за одну пломбу, если перевозка началась в Беларуси и заканчивается в России;

15 357,6 рубля за одну пломбу, если перевозка выполняется только на территории России.

В свою очередь, в Беларуси действуют следующие расценки:

10 базовых величин — начало перевозки и услуги по отслеживанию;

3 базовые величины — только услуги по отслеживанию;

6 базовых величин — завершение отслеживания перевозки.

В 2025-м году одна базовая величина в РБ равняется 42 белорусским рублям.

То есть: платить за использование навигационных пломб надо и в России, и в Беларуси?

Да, если перевозка выполняется по территории России и Беларуси, то и платить за навигационное сопровождение необходимо и российскому, и белорусскому операторам отдельно.

Однако если доставка товаров осуществляется только по территории какого-то одного из двух государств, то плата за использование навигационных пломб, естественно, взимается лишь один раз — в счет соответствующего национального оператора.

Получается, навешивать навигационные пломбы необходимо даже в том случае, если товары импортируются на территорию какого-то одного государства (России или Беларуси), а не проходят транзитом через две страны?

Да, если указанные товары импортируются, например, из третьих стран в Россию, то они тоже должны следовать под навигационными пломбами — от пересечения границы до конкретного пункта назначения.

В Беларуси, кстати, такой механизм реализуется еще с лета 2021-го года. Навигационные пломбы уже в течение нескольких лет являются обязательными при ввозе товаров из Литвы, Латвии и Польши.

А нужны ли навигационные пломбы при импорте товаров из Беларуси в Россию и наоборот?

Нет, не нужны. Как следует из соответствующего документа, навигационные пломбы обязательны именно при импорте товаров из третьих стран на территорию Союзного государства.

Однако если речь идет об экспорте табачных изделий, то в данном случае навигационные устройства необходимо навешивать и в рамках взаимной торговли между РФ и РБ. По крайней мере, так можно понять из пояснений Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП).

Надо ли менять пломбу на границе между Россией и Беларусью?

Нет, не надо. Если перевозка товаров осуществляется по территории двух государств, то на протяжении всего маршрута используется одно и то же навигационное устройство, выданное одним из национальных операторов пломбирования.

А если товары перевозятся между Калининградской областью и остальной частью России?

Как можно понять из ответов Министерства транспорта РФ, в таком случае наложение навигационных пломб не требуется, даже несмотря на то что перевозка выполняется транзитом через Литву и товары, по сути, ввозятся из третьей страны (из Литвы) на территорию Союзного государства.

О том же, кстати, говорит и соответствующее постановление, действующее в Беларуси: правило об обязательном наложении навигационных пломб при ввозе товаров из Литвы не распространяется на перевозки, осуществляемые из Калининградской области.

А если перевозки выполняются по схеме перецепки/перегрузки на границе со странами ЕС?

В таком случае навигационные пломбы следует навешивать после завершения операций по перецепке/перегрузке в специально отведенных для того местах (складах временного хранения, ТЛЦ и т.п.).

Необходимо ли ставить навигационные пломбы, если товары ввозятся в Россию через порты?

Нет, в данном случае, когда товары ввозятся через российские порты, а затем автомобильным транспортом довозятся непосредственно в пункт назначения, навешивать навигационные пломбы не надо.

Как пояснили в Министерстве транспорта РФ, такие перевозки являются смешанными, а потому под новые требования не подпадают.

Новые требования распространяются конкретно на автомобильные перевозки.

Всегда ли на указанные товары нужно навешивать навигационные пломбы? А если они перевозятся в рамках гуманитарной помощи?

Даже если перечисленные товары ввозятся на территорию Союзного государства в рамках гуманитарной помощи, или как дипломатические грузы, или как международные почтовые отправления и т.п., навигационные пломбы все равно являются обязательными к использованию. При условии, что перевозка таких товаров осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

А если, например, партия «высокорисковых» товаров перевозится в составе сборного груза?

Навигационные пломбы все равно остаются обязательными. При этом поскольку устройства навешиваются сразу на весь грузовой отсек (на всю машину), а не на отдельный груз, то и под навигационным сопровождением, получается, будет ехать вся партия сборного груза — до тех пор пока товар, нуждающийся в сопровождении, не доедет до пункта назначения.

Сколько времени уходит на то, чтобы навесить навигационную пломбу?

В Министерстве транспорта РФ уверяют, что этот процесс уже налажен и не требует много времени — в среднем, около 3 минут.

Зато, по идее, использование навигационных устройств должно ускорить пересечение границы России и Беларуси, если перевозка выполняется транзитом по территории двух государств.