Цены на бензин в России продолжают пробивать рекорды
Сегодня,15:44

pxhere.com
В то время как темпы роста цен на бензин АИ-95 на бирже наконец-то замедлились, свой стоимостный рекорд начал пробивать бензин АИ-92. В понедельник, 18-го августа, он обновил ценовой максимум, зафиксированный в сентябре 2023-го года. При этом в Правительстве РФ продолжают заверять, что топливо на внутренний рынок поступает в достаточных объемах, однако одновременно планируют продлить полный запрет на экспорт бензина еще и на следующий месяц.
В понедельник, 18-го августа, цены на бензин АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже достигли 71,309 тыс. рублей за тонну, что стало новым рекордом. Предыдущий был зафиксирован почти два года назад — в сентябре 2023-го года.
В свою очередь, бензин АИ-95 на бирже продолжает оставаться в районе ценового максимума, но пока обходится без рекордных значений. Так, на торгах 18-го августа его стоимость составила 80,3 тыс. рублей за тонну, в то время как рекордная цена находится в значении 80,5 тыс. рублей за тонну, зарегистрированном 12-го августа.
Цены на дизельное топливо при этом рекорды не бьют, но тоже стремятся вверх. Так, по состоянию на 18-е августа они увеличились на 0,93%, до 59,274 тыс. рублей за тонну.
Ситуация на топливном рынке
Напомним: начиная с 4-го августа цены на АИ-95 на бирже стали день за днем пробивать рекордные значения и остановились в своем движении к ценовому максимуму только 13-го августа. И это несмотря на то, что еще в конце июля ограничения на поставки бензина за рубеж распространили и на производителей нефтепродуктов, введя таким образом полный запрет на экспорт.
То есть, по идее, с конца июля весь объем произведенного объема топлива должен был поступать на внутренний рынок (в том числе по обязательным нормативам и для продаж на бирже), что должно было сохранить баланс спроса и предложения и как раз таки предотвратить резкие скачки цен.
В Правительстве РФ основной причиной сложившейся ситуации называют плановые ремонты на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), что в принципе сократило производство топлива в стране.
До сих пор интересно: почему плановые ремонты на НПЗ ставят на высокий сезон спроса, когда идут сельскохозяйственные работы и продолжаются отпускные туристические поездки?..
Однако после того как биржевые цены на АИ-95 пошли вниз, в Министерстве энергетики бодро отчитались, что все это благодаря совместным скоординированным действиям с нефтяными компаниями, которые начали выполнять рекомендации по объемам отгрузок топлива и продаж на биржевых торгах.
Теперь, получается, нефтяным компаниям необходимо дать точно такие же рекомендации и по отгрузке на биржу АИ-92...
Что еще интересно
Рекордные биржевые цены на АИ-95 успели пройти ту точку отсечения, после которой нефтяным компаниям не полагаются компенсационные выплаты из бюджета.
Напомним: компенсационные выплаты в рамках т.н. «топливного демпфера» были введены в 2019-м году для того, чтобы у производителей нефтепродуктов был стимул поставлять топливо в необходимых объемах на внутренний рынок, вместо того чтобы наращивать более выгодные экспортные продажи.
А для того чтобы и сами нефтяные компании были заинтересованы в сдерживании оптовых цен, предусмотрели ценовой предел, по достижении которого компенсационные выплаты в принципе обнуляются.
Сейчас, по идее, по АИ-95 за август они должны обнулиться. Однако в Правительстве РФ уже готовят законопроект, который должен увеличить точку отсечения по демпферу: по бензину — с 10% до 15%, по дизельному топливу — с 20% до 25%.
Если законопроект примут (его хотят принять задним числом — с 1-го августа, а депутаты Государственной Думы заверяют, что готовы приступить к чтениям сразу с началом осенней сессии), то нефтяные компании, даже несмотря на рекордные цены, получат все-таки свои компенсационные выплаты по топливному демпферу.
Впрочем, одно ограничение для нефтепроизводителей все-таки оставят, а именно: действующий сейчас запрет на экспорт продлят еще и на сентябрь.