Среди причин рекордного повышения биржевых цен на бензин называют также политику «РЖД»
5 августа 2025 г.10:31

Пресс-служба ОАО «РЖД»
В понедельник, 4-го августа, стоимость бензина АИ-95 на бирже обновила ценовой рекорд. Опрошенные ТАСС эксперты считают, что это не должно как-то значительно отразиться на розничных ценах, а среди причин резкого роста биржевых цен называют политику «РЖД», из-за которой рынку приходится работать буквально «с колес». В Министерстве энергетики РФ тоже заверяют, что ситуация с ценами на заправках останется стабильной, а в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) предлагают увеличить обязательный лимит продаж бензина на бирже.
Итак, в понедельник, 4-го августа, стоимость бензина АИ-95 на бирже превысила 77 тыс. рублей за тонну, обновив тем самым ценовой рекорд, достигнутый в сентябре 2023-го года.
Именно тогда, напомним, Правительство РФ и решило ввести запрет на экспорт как бензина, так и дизельного топлива, который с тех пор периодически продлевается. Так, в частности, на данный момент действуют ограничения на вывоз бензина, причем буквально неделю назад эти ограничения распространили и на производителей нефтепродуктов, хотя прежде он применялся только в отношении трейдеров.
Комментируя рекордное повышение биржевых цен, в Министерстве энергетики РФ заверяют, что ситуация на розничном рынке останется стабильной, в том числе благодаря введению экспортного запрета для производителей.
«В целях стабилизации ситуации нефтяные компании сократили экспортные поставки, перенаправив дополнительные объемы топлива на внутренний рынок. Это способствует увеличению предложения на биржевых торгах в июле и августе. Одновременно обеспечивается прозрачность ценообразования, что минимизирует риски необоснованного роста цен», — отмечают в ведомстве.
Там напоминают, что август в принципе является высоким сезоном для продажи топлива.
«Рынок нефтепродуктов сохраняет профицитный баланс, полностью обеспечивая потребности экономики. Сезонное увеличение спроса в летний период, характерное для рыночных условий, учитывается в текущей ценовой политике», — поясняют в министерстве.
При этом в ведомстве подчеркивают, что совместно с ФАС и нефтяными компаниями постоянно осуществляется мониторинг и контроль ценовой динамики, что позволяет поддерживать баланс спроса и предложения.
Увеличить норматив продаж на бирже
Вместе с тем в Федеральной антимонопольной службе для стабилизации ситуации предлагают все-таки увеличить обязательный норматив продаж бензина на бирже — с 15% до 17% всего произведенного объема.
«Эта мера поспособствует обеспечению прозрачности ценообразования и минимизации рисков необоснованного роста цен», — считают в ФАС.
Там подтверждают, что в рамках проводимого мониторинга анализируются цены на 12 тыс. заправках, куда входят АЗС как вертикально интегрированных, так и независимых компаний. «В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства ведомство принимает меры реагирования», — добавляют в службе.
Так, например, было возбуждено дело в отношении «Газпром ГНП продажи»: в мае-июне этого года компания сократила объемы продажи бензина АИ-92 на 74%, АИ-95 — на 50%. Кроме того, рассматриваются еще четыре антимонопольных дела за необоснованное повышение цен на АЗС.
Причины роста биржевых цен
Опрошенные ТАСС эксперты тоже полагают, что рост биржевых цен на бензин не должен как-то значительно сказаться на розничном сегменте. При этом они называют сразу несколько различных причин, приведших к такой ситуации на рынке.
В частности, главный аналитик по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов компании «Пролеум» Андрей Дьяченко указывает на выросшие штрафы «РЖД» за простои, то есть, по сути, за хранение топлива в железнодорожных цистернах, а также на высокую ключевую ставку, которая привела к удорожанию кредитов.
По его мнению, как раз эти факторы ограничивают желание сетей АЗС формировать дополнительные запасы.
«Рынок фактически работает «с колес». Любые негативные изменения в логистике, информационный фон — все это формирует внутреннее напряжение у участников, которые переходят на покупки по тем ценам, которые есть на бирже. При этом ажиотажа в потреблении как такового нет», — поясняет эксперт.
При этом он подчеркивает, что часть объемов бензина на бирже нефтяные компании продают друг другу, что и приводит к сокращению предложения для независимых покупателей.
«Реального дефицита нет. Но есть нервозность и неопределенность из-за логистики (доставки и распределения)», — подытоживает Андрей Дьяченко.
В свою очередь, старший аналитик по нефтегазовому сектору компании «Эйлер» Андрей Полищук связывает рост биржевых цен с высоким сезоном потребления бензина, а также с ограничением выпуска топлива на некоторых нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) из-за проводимого планового ремонта.
Тут стоит отметить, что ранее и заместитель главы ФАС Виталий Королев тоже говорил в комментариях журналистам, что ведомство рассчитывает на стабилизацию ситуации на топливном рынке после выхода НПЗ из ремонтов.
«Мы полагаем, что оптовые цены частично скорректируются вниз в конце III квартала после прохождения высокого сезона», — добавляет Андрей Полищук.
При этом заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев обращает внимание на то, что рекорд биржевой цены бензина достигнут без учета инфляции. По его мнению, предыдущий максимум (76,876 тыс. рублей за тонну в сентябре 2023-го года) ощущался для экономики АЗС намного хуже.
В то же время эксперты сходятся во мнении, что розничные цены на заправках будут расти в пределах инфляции. В свою очередь, биржевые цены в течение нескольких недель снизятся — благодаря введенному запрету на экспорт и, как следствие, увеличению предложения на бирже.