Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу до конца 2021 года

Цены на бензин подгоняют к максимальному пределу

21 июля 2021 г.12:10

Цены на бензин подгоняют к максимальному пределу

commons.wikimedia.org

Цены на бензин на бирже приблизились к максимально допустимым значениям, отмечает издание «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Это значит, что сейчас нефтяные компании получают максимальные компенсации из бюджета, но, если цены превысят допустимые значения, эти компенсации для них сразу обнулятся.

Напомним: выплаты из бюджета нефтяники получают в рамках демпфирующего механизма. Они, по сути, являются частичной компенсацией той части доходов, которую компании теряют, отправляя долю нефтепродуктов не на экспорт, а на внутренний рынок. Считается, что таким образом поддерживается необходимый уровень топлива внутри страны, что предотвращает образование дефицита и, как следствие, рост цен.

Для расчета выплат применяется специальная формула, где одним из основных является значение внутренней условной цены. Во-первых, это значение цены отнимают от экспортной альтернативы, после чего разницу умножают на объем произведенного топлива и демпфирующий коэффициент, получая таким образом сумму компенсаций. А во-вторых, значение внутренней условной цены должно одновременно сдерживать рост реальных оптовых цен, поскольку, как только реальная цена более чем на 10% превышает условную, компенсационные выплаты обнуляются.

Сейчас реальные цены как раз таки и подошли к этому верхнему пределу. Как пишет издание «Коммерсантъ» со ссылкой на отчет «Петромаркета», с начала июля средняя цена на бензин АИ-92 на нефтеперерабатывающих заводах в европейской части России составила 55,4 тыс. рублей за тонну. Если она прибавит еще 3,85% и достигнет 57,5 тыс. рублей, верхний предел будет превышен.

Для справки: условная внутренняя цена на бензин с 1-го мая и до конца этого года равняется 52,3 тыс. рублей за тонну.

С одной стороны, нефтяные компании в такой ситуации рискуют остаться без компенсационных выплат. Однако с другой — пока реальные цены не перешли черту, но близки к максимально допустимым значениям, эти выплаты тоже являются максимально возможными.

Вообще же, рост оптовых цен на топливо наблюдается с начала этого года на фоне повышения спроса в связи с облегчением коронавирусных ограничений и роста цен на нефть. Чтобы его остановить, Правительство пошло на корректировку формулы демпфирующего механизма, в результате чего с 1-го мая этого года были увеличены компенсационные выплаты нефтяникам. Правда, пока только по бензину. По дизельному топливу новый расчет заработает с 1-го января следующего года.

Прежде, стоит сказать, в течение прошлого года (за исключением первых двух месяцев) из-за низких цен на нефть и сокращения спроса на топливо компании не получали компенсации, а наоборот, сами платили в бюджет. Выплаты для них возобновились только с февраля этого года.

При этом в прошлом году нефтяники неоднократно просили Правительство скорректировать формулу демпфирующего механизма (что должно было бы уменьшить их убытки), но были услышаны лишь в этом году, после того как оптовые цены на бирже стали пробивать исторический максимум. После этого, кстати, рост цен слегка приостановился.

В то же время розничные цены, в отличие от оптовых, увеличиваются в несколько раз меньшими темпами, поскольку есть «рекомендация» сдерживать их в пределах инфляции. Таким образом, АЗС работают с минимальной, а иногда — даже с отрицательной для себя маржой, что особенно чревато для независимых АЗС, которые не входят в структуру вертикально интегрированных нефтяных компаний и не имеют тыла в виде добычи, обработки нефти и т.п.