Транзит по Беларуси: времени, в принципе, достаточно, основная проблема — недостаток стоянок

25 июня 2020 г.18:25

Транзит по Беларуси: основная проблема — в недостатке разрешенных для стоянки мест

commons.wikimedia.org

Неделю назад в ТАСС мелькнула информация о том, что Беларусь пересмотрит введенные из-за коронавируса ограничения на транзит для перевозчиков и увеличит их допустимый срок нахождения на территории страны до 3 суток. Вместе с тем представители отрасли отмечают, что, в принципе, того времени, которое сейчас дается на транзит, вполне достаточно, а основная проблема заключается в нехватке разрешенных для стоянки мест.

Итак, срок транзита по территории Беларуси якобы могут увеличить. Якобы потому, что об этом неделю назад со ссылкой на российское Министерство транспорта сообщили в ТАСС, но больше по этому поводу информации, по сути, пока нет.

В то же время из того, что заявили ТАСС в пресс-службе Министерства транспорта РФ, не совсем понятно, увеличат ли только срок транзита или и количество разрешенных для стоянки мест тоже. Хотя последнее, как оказывается, для перевозчиков гораздо важнее, нежели время на прохождение страны.

В чем проблема?

В марте из-за ситуации с распространением коронавирусной инфекции Беларусь серьезно изменила правила транзита по своей территории.

Во-первых, пребывание транзитных перевозчиков в стране стало ограниченным: они должны покинуть Беларусь не позднее дня следующего за днем въезда.

Во-вторых, ехать они могут только по республиканским дорогам (они, как правило, платные) и останавливаться исключительно в разрешенных для того местах. Актуальный на данный момент перечень состоит из 98 стоянок, в последний раз его расширили с 30-го мая.

За нарушения перечисленных требований, и это в-третьих, предусмотрены штрафы, которые в пересчете на российскую валюту могут достигать 40 тыс. рублей. А к тем компаниям, чьи водители попались на нарушении несколько раз, могут применить такие меры, как таможенное сопровождение или наложение электронных навигационных пломб.

При этом все время действия коронавирусного транзита Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) регулярно обращается на разные уровни (Министерство транспорта РФ, госсекретарь Союзного государства) с просьбой повлиять на белорусскую сторону. В АСМАП уверяют, что установленные ею правила, в принципе, невыполнимы.

Проехать успеваем

«Отведенного времени достаточно для того, чтобы успеть выехать за территорию Беларуси без нарушений», — говорит Евгений Дятлов, менеджер по международным перевозкам FM Logistic. То же самое подтверждают в компаниях «ДАКСЕР» и AsstrA.

«На данный момент мы не сталкивались с проблемами при пересечении территории РБ. Наши подрядчики регулярно успевают проезжать Беларусь в отведенный норматив», — отмечает руководитель московского отдела международного экспедирования компании «ДАКСЕР» Артем Викторович.

Единственное, уточняет Наталья Шемякина, заместитель операционного директора по автомобильным перевозкам группы компаний AsstrA, коронавирусные правила транзита увеличивают расходы перевозчиков.

«Чтобы не превысить разрешенное время транзита, водитель зачастую вынужден перед въездом на территорию Беларуси совершать отстой транспортного средства в другой стране, — объясняет Наталья Шемякина. — При этом отстой в других странах (Польша, Литва) стоит дороже».

В целом, говорит она, водитель старается проезжать границу утром, чтобы до конца следующего дня, не нарушая режим труда и отдыха, закончить транзит по территории Беларуси.

«В текущей ситуации также несколько затруднено планирование прибытия автомобилей на таможенные посты, — добавляет Евгений Дятлов. — Если раньше мы могли запланировать перевозку так, чтобы грузовик пришел на таможенный пост в рабочий день, то теперь может получиться так, что он подъедет к посту в выходной день. В таком случае до первого рабочего дня автомобиль помещается на стоянку таможенного СВХ, а стоянка, естественно, является платной».

Приходится стоять на обочине

А вот разрешенных для стоянки транзитных перевозчиков мест в Беларуси действительно не хватает, говорят представители транспортных компаний.

«В среднем, стоянка рассчитана на 15-20 машин, поэтому найти на них свободное место достаточно трудно, — объясняет Наталья Шемякина. — Больших стоянок на 200-300 грузовиков на пути следования транспортного средства нет. Как следствие, водителям иногда приходится стоять у обочин или на въездах/выездах в места стоянки или в поисках свободного места нарушать режим труда и отдыха».

При этом, как подчеркивает Евгений Дятлов, между некоторыми парковками расстояние может достигать 200 км: «это около трех часов работы водителя, что довольно много, учитывая рабочую смену за сутки».

Менеджер FM Logistic также соглашается, что в таких условиях водители вынуждены порой останавливаться там, где им этого делать нельзя. «Ближе к вечеру парковочных мест на основных трассах не хватает — и водители вынуждены ставить автомобили на трассе вблизи согласованных мест парковок, часто получая за это штрафы» — говорит Евгений Дятлов.

«Да, бывали случаи привлечения к административной ответственности с применением значительно штрафа — 30-40 базовых величин (1 базовая величина равняется 27 белорусским рублям — порядка 780 российских рублей – прим.)», — отмечает представитель AsstrA. При этом штрафы прежде всего фиксируются именно за стоянку на обочине при отсутствии свободных на парковке мест или за нарушение водителем режима труда и отдыха.

Маршрут пока не меняем

При этом ни в одной из опрошенных компаний маршрут перевозки из-за введенных в Беларуси правил транзита не меняли.

Как объясняет Наталья Шемякина, «объезд Беларуси предполагает наличие дорожных разрешений других стран, которые не всегда есть».