Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки в России могут проиндексировать сразу более чем на 20%
18 сентября 2024 г.15:05
Пресс-служба ОАО «РЖД»
Как стало известно изданию «Коммерсантъ», «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») предлагают существенно увеличить тарифы на грузовые железнодорожные перевозки. Так, один из вариантов предусматривает разовую индексацию с 1-го января 2025-го года сразу на 22,7%. При этом компания также выступает за то, чтобы изменить принцип индексации тарифов, взяв в качестве расчета не потребительскую, а промышленную инфляцию и добавив к этому показателю еще и учет долговой нагрузки.
В целом, «РЖД» предложили сейчас два варианта индексации грузовых железнодорожных тарифов. В рамках первого варианта предполагается суммарная индексация на 17,2%, проведенная в два этапа: на 3,6% — с 1-го ноября текущего года и еще на 13% — с 1-го января следующего года.
Такой подход, говорят в компании, обеспечит финансирование инвестиционной программы ОАО «РЖД» в минимально достаточном объеме в 1,1 трлн. рублей.
Второй же вариант, который предусматривает разовую индексацию с 1-го января 2025-го года на 22,7%, позволит получить средства на финансирование инвестиционной программы в полном объеме — в размере 1,8 трлн. рублей.
Одновременно «Российские железные дороги» продолжают настаивать на том, чтобы в принципе изменить подход к индексации грузовых железнодорожных тарифов. Если сейчас они формируются по формуле «потребительская инфляция минус 0,1%», то компания предлагает перейти на промышленную инфляцию, которая учитывает подорожание материалов, топлива, электроэнергии и т.п.
Плюс, к этому показателю хотят еще добавить рост долговых обязательств. В итоге, монополия сможет получить еще как минимум 30 млрд. рублей в год.
Кроме того, ОАО «РЖД» предлагает увеличить тарифы на перевозку строительных материалов, контейнеров и порожних вагонов и не возвращать льготные коэффициенты к тарифам на перевозки угля на экспорт.
При этом крупные грузоотправители резко против таких предложений монополии не возражают, рассказали «Коммерсанту» источники в отрасли. Однако компании, которые в основном являются экспортерами сырья, рассчитывают на определенные преференции, в том числе на скидки в непремиальных экспортных направлениях, на компенсацию роста тарифов за счет отмены экспортной пошлины, на увеличение объемов вывоза своей продукции и т.п.
Однако импортеры и предприятия, которые работают на внутренний рынок, к такому существенному повышению железнодорожных тарифов относятся более настороженно.
Отметим: в последние лет десять индексация грузовых железнодорожных тарифов проводилась, как правило, один раз в год и держалась в пределах 10%.
Единственное, в 2022-м году на фоне масштабных санкционных ограничений, подорожания строительных материалов и роста прочих расходов индексацию провели дважды: запланированную — в начале года (на 6,8%) и внеплановую — с 1-го июня (на 11%).
В 2024-м году грузовые железнодорожные тарифы увеличили на 7,6%.
В апреле этого года в соответствии с прогнозом сценарных условий социально-экономического развития РФ, подготовленным Министерством экономического развития, предполагалось, что в 2025-м году индексация составит 5,2%.