Такого не было даже во времена «миграционного кризиса»: на границе Беларуси с ЕС скопилось почти 5 тыс. грузовиков
7 декабря 2022 г.09:29
Согласно данным Государственного пограничного комитета РБ, сейчас на границе Беларуси со странами ЕС стоит 4,7 тыс. грузовых автомобилей. И хотя на самом деле очереди на этом участке границы обычное дело, особенно в высокий предновогодний сезон, такое количество транспортных средств даже там редкость.
Вот, например, для сравнения прошлогодняя ситуация. Даже во времена т.н. «миграционного» кризиса, когда обстановка на границе Беларуси с Польшей была очень напряженной, а пропуск автомобилей затруднен, общие заторы в пунктах пропуска на границе со странами ЕС колебались где-то в районе 3 тыс. транспортных средств, снижаясь до 1-1,5 тыс. грузовиков.
Сейчас же только в пункте пропуска «Каменный Лог» на выезде в Литву стоит 1,1 тыс. фур.
То есть на данный момент только в одном пункте пропуска насчитывается примерно такое же число грузовиков, какое в октябре прошлого года (а октябрь — это уже высокий сезон) было распределено по всей белорусской границе со странами ЕС.
Чем можно объяснить нынешнюю обострившуюся ситуацию?
На самом деле, совокупностью причин. И причины эти вполне очевидные.
Во-первых, конечно же, традиционно высокий предновогодний сезон. Несмотря на то, что в связи с санкциями Евросоюза товарооборот России и Беларуси со странами ЕС существенно ограничен, грузовые перевозки все равно продолжаются.
При этом стоит учитывать, что Беларусь в принципе обеспечивает короткий путь в центральную Европу. И это во-вторых. Даже при скоплении больших очередей на границе перевозчики все равно, как правило, выбирают этот маршрут, поскольку варианты объезда увеличивают стоимость доставки.
В этом же году, скорее всего, через Беларусь пошли и транспортные потоки в южную Европу, которые прежде главным образом следовали через Украину.
Ну а в-третьих, самой существенной проблемой являются взаимные ограничения для российских и белорусских перевозчиков и для перевозчиков из стран ЕС: грузовики, зарегистрированные в РБ и РФ, за редким исключением, не могут въехать на территорию Евросоюза, а грузовикам, зарегистрированным в странах ЕС, по общему правилу разрешено заехать только в приграничную зону Беларуси (а с 10-го октября то же самое касается и России).
То есть сейчас перевозки грузов между Беларусью и странами ЕС осуществляются преимущественно по приграничной схеме, где выполняются операции по перецепке/перегрузке. И это тоже способствует росту заторов на границе, поскольку в очереди, помимо тех же европейских грузовиков, доставивших груз на какой-нибудь приграничный склад и пытающихся выехать назад, стоят и белорусы с россиянами, ожидающие возможности въехать в пункт пропуска, чтобы забрать оттуда прицеп.
Со своей стороны белорусские пограничные службы постоянно упирают еще и на то, что их коллеги из Польши, Литвы и Латвии «саботируют» оформление транспортных средств, пропуская через пограничные переходы гораздо меньше автомобилей, чем то предусмотрено нормами.
Так, например, в Государственном пограничном комитете РБ говорят, что за последние сутки через уже упомянутый пункт пропуска «Каменный Лог» на границе с Литвой, где сейчас отмечаются самые большие очереди, прошло только 30% грузовиков от нормативной способности. В то же время Польша и Латвия обеспечивают пропуск на свою территорию лишь половины от возможного суточного количества фур.
Таким образом, скорее всего, до конца года ситуация на белорусской границе останется сложной. В первых же числах января благодаря новогодним праздникам заторы грузовиков хотя бы на несколько дней должны исчезнуть.