О ситуации на белорусской границе: машины стоят, ставки растут, объездные пути увеличивают затраты

18 октября 2021 г.17:22

Из-за очередей на белорусской границе растут ставки на перевозки

Фото из архива БелТА

Уже дольше недели на белорусской границе наблюдается большое скопление грузовиков на выезд в Литву, Латвию и Польшу. К концу прошлой недели, правда, суммарное число транспортных средств удалось сократить на 46% — с 2 710 фур на утро понедельника, 11-го октября, до 1 460 грузовиков на день пятницы, 15-го октября. Однако после выходных очереди опять увеличились: по состоянию на 14.00 понедельника, 18-го октября, выезда с территории Беларуси ожидают почти 2 тыс. грузовиков (а точнее — 1 920 автомобилей). Как следствие, срываются сроки доставок и последующих загрузок, из-за дефицита транспорта растут ставки на перевозки.

Наибольшее скопление транспортных средств традиционно наблюдается на литовском направлении — 1 080 автомобилей. На границе с Польшей стоят 500 грузовиков, на выезде в Латвию — 340 фур.

При этом какого-то одного официального объяснения таким задержкам нет. Вернее, сразу белорусская сторона признала, что рост очередей на границе был вызван обновлением баз данных таможенных органов, которое началось в ночь с 6-го на 7-е октября и завершилось в 18.00 9-го октября. Однако теперь в Государственном пограничном комитете Республики Беларусь говорят о том, что сокращению заторов препятствуют сопредельные стороны, которые не выполняют договоренности по пропуску грузовиков.

Так, в частности, в понедельник, 18-го октября, Госпогранкомитет РБ в своем телеграм-канале сообщил, что «за прошедшие выходные Польша не выполнила договоренности по пропуску большегрузов на свою территорию», а Литва и Латвия — только частично.

«Мы тоже получаем противоречивую информацию, — отмечает Наталья Шемякина, заместитель операционного директора по автомобильным перевозкам группы компаний AsstrA. — Некоторые водители предполагают, что очереди образуются из-за медленного оформления на белорусской стороне. Другие читают, что у представителей погранслужб стран Балтии и Польши «итальянская забастовка». Но я все-таки думаю, что проблема, скорее всего, в том, что с белорусской стороны было обновление баз данных. Это привело к скоплению машин, которое до сих пор не могут обработать».

С Натальей соглашается и Евгений Дятлов, руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России. «С 6-го по 7-е октября 2021-го года на белорусских пунктах пропуска происходило обновление ПО. Это и стало причиной значительных заторов. Любая, даже короткая, задержка приводит к длительным последствиям и имеет накопительный эффект в итоге», — подчеркивает он.

Вместе с тем увеличение очередей после выходных, по мнению Евгения Дятлова, действительно могло быть вызвано действиями сопредельных с белорусской сторон. «Мы наблюдаем систематическое обновление ПО со стороны литовских таможенных органов, которое проходит каждую субботу. На этот день недели приходится пик нагрузки, так как основной поток грузов из Европы прибывает на границу именно к выходным», — объясняет представитель FM Logistic.

При этом какого-то ужесточения проверок на границе или увеличения времени досмотра транспортных средств ни в FM Logistic, ни в компании AsstrA не отмечают, что также, скорее, свидетельствует в пользу технических причин образования заторов.

«Досмотры есть, но в прежнем количестве. По нашей оценке, в данный момент они не влияют на образование длинных очередей на границах», — говорит Наталья Шемякина. «Все процедуры проходят в штатном режиме», — подтверждает Евгений Дятлов.

Из-за дефицита машин растут ставки на перевозки

В среднем, задержки на границе составляют два-три дня, говорят в FM Logistic. В свою очередь, в компании AsstrA отмечают, что ожидание выезда с территории Беларуси достигает от трех до пяти дней. При этом бронь в электронной очереди расписана уже на две недели вперед, хотя прежде записаться можно было за несколько дней до пересечения границы.

«Например, сегодня (комментарий был взят в конце прошлой недели – прим.) можно забронировать очередь на 27-е октября через пункт пропуска «Каменный Лог» (Литва) или на 26-е октября на погранпереход в «Привалке» (Литва). То есть мы должны заранее знать номер авто и время его прибытия на границу. Такие длинные сроки бронирования могут подойти только для небольших перевозчиков, которым легче спланировать движение немногочисленных машин», — рассказывает Наталья Шемякина.

В конечном итоге, задержки на границе срывают не только сроки доставки товаров, но нарушают всю логистическую цепочку. «Задержки доставки влияют и на сроки последующих загрузок: образуется цепная реакция, которая приводит к дефициту транспорта, так как машины стоят в очередях», — отмечают в компании AsstrA, подчеркивая, что в результате это приводит к повышению ставок.

«Ставки растут, так как из-за дефицита транспорта спрос превышает предложение, а длительные простои в очередях не позволяют покрывать затраты. Перевозчики ищут пути объезда проблемных границ, что тоже сказывается на росте цен», — уточняет Наталья Шемякина.

«Большая часть грузов идет транзитом через Республику Беларусь. Как следствие, задержки на границе приводят к дефициту машин. В свою очередь, перевозчики вынуждены компенсировать простой автомобилей повышением тарифов», — подтверждает Евгений Дятлов.

Беларусь — самый короткий путь в Европу

Вместе с тем даже многодневные задержки на белорусской границе не вызвали массовой переориентации грузовых потоков на другие направления. Как объясняют в компании AsstrA, маршрут через Беларусь является самым коротким при доставках грузов в Западную Европу (Германия, Франция, страны Бенилюкса). «Варианты объезда сильно удорожают перевозку, поэтому даже при таких простоях в большинстве случаев мы оставляем маршрут через РБ», — говорит Наталья Шемякина.

«Транзит через Республику Беларусь обусловлен рядом факторов. Это самый короткий путь из Европы в Россию. Водители грузовиков, используемые крупными перевозчиками, как правило, граждане РБ и в этой стране обычно происходит смена экипажей», — уточняет Евгений Дятлов.

При этом в страны Южной Европы действительно есть вариант объезда через Украину, который не увеличивает ставку, а при транспортировках по маршруту «Литва-Россия», которые обычно идут транзитом через Беларусь, сейчас перевозчики выбирают путь «Литва-Латвия-Россия», поскольку на российско-латвийской границе больших очередей нет.

В целом, по словам Евгения Дятлова, заказчики относятся с пониманием к сложившейся ситуации и воспринимают подобные инциденты как форс-мажор. «С данной ситуацией столкнулись все участники рынка. Мы информировали наших клиентов об этом, а также сообщали им о причинах возникновения данной ситуации и примерных сроках прохождения границы», — отметили в FM Logistic.

«Клиенты относятся с пониманием, — подтверждают в компании AsstrA. — При этом, конечно, есть срочные грузы, доставки по графику, жесткие требования по соблюдению KPI, которые требуют от нас поиска решений индивидуально для каждого клиента, а это дополнительные временные и финансовые затраты».