Страны Ближнего Востока хотят присоединиться к транспортному коридору «Север-Юг»

7 ноября 2024 г.09:56

Страны Ближнего Востока хотят присоединиться к коридору «Север-Юг»

pxhere.com

Оман и Катар заинтересованы в расширении международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг». Об этом ТАСС заявил член Российско-Оманского делового совета при Торгово-промышленной палате РФ, член транспортной подгруппы Делового совета БРИКС Марат Зембатов. По его словам, следующими к проекту могут подключиться страны Африки. Таким образом, логистический маршрут позволит объединить грузовые потоки Европы, Азии и Африки. Однако для этого необходимо провести модернизацию инфраструктуры, в том числе речных и морских портов в акватории Каспийского моря на территории России.

«Когда идея МТК «Север-Юг» приобрела свои современные очертания и началась практическая реализация этого проекта, а это было чуть меньше четверти века назад, тогда целевыми показателями грузопотока по коридору было что-то около 30 млн. тонн грузов в год. Я думаю, что сегодня эту цифру надо увеличивать, сама идея МТК нуждается в расширительном толковании», — отметил Марат Зембатов.

Он подчеркнул, что число стран, заинтересованных в развитии и расширении МТК «Север-Юг», постоянно увеличивается. Так, например, по словам эксперта, готовность присоединиться к проекту уже высказали Оман и Катар. За ними пойдут и страны Африки, уверен Марат Зембатов.

«Если мы представим, что в будущем у МТК «Север-Юг» появляется возможность «бесшовного» соединения с транспортными логистическими хабами не только со странами Персидского залива, но и Аравийского полуострова, то мы выходим к облику будущего с иной логистикой, где Россия и государства Аравийского полуострова соединяют свои транзитные потенциалы для того, чтобы играть ключевую роль в соединении трех континентов — Европы, Азии и Африки. Конечно, это повлечет кратное увеличение грузопотока по коридору «Север-Юг», он будет играть ключевую роль», — пояснил член транспортной подгруппы Делового совета БРИКС.

Однако одновременно он уточнил, что для развития МТК «Север-Юг» необходимо решить много вопросов, в том числе связанных с развитием флота, углублением русла Волги, модернизацией портовой инфраструктуры волжских речных портов и строительством новых транспортных путей.

По мнению эксперта, новый импульс развитию транспортного коридора может также придать его объединение с Северным морским путем (СМП), связывающим по более короткому маршруту европейские и дальневосточные порты РФ и устья судоходных сибирских рек. Это позволит существенно увеличить как прямую, так и обратную загрузку этих двух коридоров, сделает их экономически более выгодными, в том числе за счет сокращения времени доставки товаров до потребителя.

Марат Зембатов добавил, что вопросы развития транспортного коридора будут обсуждаться на форуме «МТК «Север-Юг» – новые горизонты. Быстрый выход на премиальные рынки Ирана, Востока, Южной Азии, Восточной Африки и Индии», который пройдет с 13-го по 15-е ноября в Астрахани.

О транспортном коридоре «Север-Юг»

Соглашение о создании международного мультимодального транспортного коридора «Север-Юг» было подписано еще в 2000-м году между Россией, Индией и Ираном. Изначально целью проекта было развитие нового логистического маршрута, который, по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал, позволит более чем в два раза сократить расстояние доставки товаров из Индии в Европу.

Однако после 2022-го года этот транспортный коридор приобрел особое значение для России, поскольку благодаря ему российские экспортеры и импортеры получают выход на т.н. «дружественные» страны в условиях масштабных санкционных ограничений и переориентации логистических потоков.

В целом, транспортный коридор «Север-Юг» имеет три основные ветки, которые, по своей классической схеме, ведут к иранским портам: восточная, представленная в основном железнодорожным сообщением, проходит через Казахстан и Туркменистан, западная, где пока преобладает автомобильный транспорт, — через территорию Азербайджана, а центральная — непосредственно через акваторию Каспийского моря.

Наиболее развитой из них является восточная ветка. Для роста грузовых потоков по западной ветке необходимо еще построить железную дорогу «Решт-Астара», которая соединит Иран и Азербайджан (ее должны запустить к концу 2027-го года), а для востребованности центральной ветки — модернизировать речную и морскую инфраструктуру в акватории Каспийского моря и провести дноуглубление каналов и портов.

На данный момент к соглашению о создании транспортного коридора «Север-Юг» присоединились 14 государств. Помимо Индии, России и Ирана, в проект входят Беларусь, Казахстан, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Сирия, Болгария, Кыргызстан, Турция и Украина.

В июле прошлого года сообщалось, что Туркменистан также хочет официально подключиться к логистическому маршруту, а летом этого года свою заинтересованность высказал и Пакистан.