Продажи грузовиков в России продолжают резко падать

12 мая 2025 г.17:41

Продажи грузовиков в России продолжают резко падать

Пресс-служба ПАО «КамАЗ»

По итогам апреля продажи грузовых автомобилей в России все так же демонстрируют значительный спад по сравнению с прошлым годом. Так, в частности, как свидетельствуют данные аналитического агентства «Автостат», в сегменте крупнотоннажной техники падение составляет -59%, а на рынке среднетоннажных грузовиков — -48%. Единственное, чуть лучшая тенденция наблюдается на рынке легкой коммерческой техники, где темпы продаж только на 14% отстают от прошлогодних показателей.

Вообще, тенденция по спаду продаж в сегменте грузовых автомобилей и коммерческой техники наблюдается еще со второй половины прошлого года. С одной стороны, она является вполне закономерной, поскольку 2023-й год отличился рекордными за последние 17 лет показателями, что говорит о том, что перевозчикам удалось удовлетворить свой накопленный после коронавируса и введения санкций спрос.

Однако с другой стороны, ситуация на рынке усугубляется сразу несколькими негативными факторами, из-за чего темпы падения продаж выглядят столь значительными.

Так, свое основное влияние на возможности приобретения грузовой техники оказывает высокая ключевая ставка, а также существенное увеличение утилизационного сбора, что повысило стоимость импортных (главным образом — китайских) автомобилей.

При этом растет также стоимость обслуживания транспортных средств, в то время как заказы на перевозку товаров уменьшаются.

В результате, как прогнозируют эксперты, 2025-й год в любом случае завершится отрицательными продажами грузовой техники.

И на данный момент эти прогнозы подтверждаются, причем во всех сегментах грузовых автомобилей. Так, по итогам апреля спад в сегменте тяжелых грузовиков (полной массой более 16 тонн) составил -59%, среди среднетоннажных транспортных средств (полной массой от 3,5 до 16 тонн) — -48%, а на рынке легкой коммерческой техники-14%.

При этом стоит отметить, что во всех трех сегментах лидерами продаж являются представители отечественного автопрома. И если на рынке среднетоннажной и легкой коммерческой техники подобная тенденция не удивляет, то в сегменте крупнотоннажной техники в 2024-м году лидерство у отечественного «КамАЗа» уже уверенно отобрал китайский Sitrak, вышедший на российский рынок только в 2022-м году.

Правда, тягач SITRAK C7H по-прежнему остается самой востребованной моделью у российских перевозчиков, однако общие продажи «КамАЗа» уже более чем в два раза превышают общие показатели по Sitrak (1 124 реализованных транспортных средств против 533 единиц техники, проданной китайским брендом).

Это как раз таки подтверждает то значительное влияние, которое оказало на рынок повышение утилизационного сбора (в октябре прошлого года — на 70%, в январе текущего года — еще на 10%).

Утилизационный же сбор и увеличивали для того, чтобы дать больше конкурентных преимуществ отечественному автопрому.