Состояние отрасли автомобильных грузоперевозок — катастрофическое: участники рынка вынуждены сокращать все возможные издержки

Сегодня,09:50

Состояние отрасли автомобильных грузоперевозок — катастрофическое

Росавтодор

Эксперты в один голос говорят о том, что ситуация на рынке автомобильных грузоперевозок в России остается довольно сложной. В то время как себестоимость транспортных услуг растет, объем заказов, в том числе на фоне высокой ключевой ставки, падает. Все это приводит к большей конкуренции в отрасли, что заставляет перевозчиков снижать тарифы, которые и без снижения не могут покрыть все издержки. О том, как продолжать работать в таких условиях и есть ли перспективы на улучшение, мы и поговорили с представителями транспортных компаний.

Рентабельность отрасли остается низкой

«Нынешнее состояние отрасли — катастрофическое. На фоне роста себестоимости автоперевозок тарифы с начала года снизились на 12%», — рассказывает директор по продажам транспортной компании Delko Сергей Семакин.

То есть: в то время как цена транспортных услуг падает, издержки перевозчиков продолжают расти. Так, по данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», размер лизинговых платежей увеличился на 27-28% год к году, утилизационного сбора — на 75-80%, а стоимость ремонта и технического обслуживания транспортных средств повысилась, в среднем, на 20%.

«Себестоимость грузоперевозок в целом продолжает расти, — подтверждает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов. — Одной из причин является подорожание техобслуживания транспорта в результате зарплатной борьбы за квалифицированные кадры на СТО. Как следствие, увеличивается и стоимость нормо-часа».

При этом издержки перевозчиков растут еще и из-за того времени, которое требуется на диагностику неисправностей и ожидание запчастей и приводит к простою техники.

Текущий же уровень тарифов уже сейчас не позволяет транспортным компаниям обновлять собственный автопарк, а в некоторых случаях — проводить качественное ТО автомобилей.

В такой ситуации участники рынка вынуждены сокращать все возможные издержки, основные из которых — это лизинг, топливо, водители, продолжает Эдуард Миронов.

«Экономия на техническом обслуживании, топливе и шинах в среднесрочной перспективе скажется на безопасности и надежности перевозок, на лизинге — увеличит риск остановки машины с грузом клиента и перемещения ее на штрафстоянку, а экономия на водителях увеличит их ротацию между компаниями», — считает он.

Вместе с тем некоторые игроки, наоборот, активно работают над созданием своих автопарков, чтобы не зависеть от услуг сторонних транспортных компаний. В результате, ряду грузоперевозчиков уже пришлось покинуть рынок, говорит директор производственного департамента Boxberry Андрей Соколов.

«Однако, несмотря на это, рынок все еще достаточно насыщен, и оставшиеся участники продолжают поддерживать конкурентоспособность не в самых простых экономических условиях: дорожают грузоперевозки, растет стоимость топлива, повышается цена обслуживания транспорта из-за инфляции. В то же время рентабельность отрасли остается низкой», — подчеркивает он.

Дисбаланс спроса и предложения

Одним из факторов, который влияет на ситуацию в отрасли, эксперты называют снижение объема заказов на грузовые перевозки. Так, в марте этого года в ассоциации «АвтоГрузЭкс» отмечали, что объем грузовых перевозок в России в начале года снизился на 30% и около 20% автопарков перевозчиков простаивают в условиях нехватки грузов.

Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России объясняет эту тенденцию двумя причинами. Первая — заключается в высокой ключевой ставке, которая ограничивает доступ к дешевым кредитам для развития бизнеса.

«Также есть мнение, что из-за разрыва логистических цепочек и проблем с трансграничными платежами часть производителей значительно увеличила объемы сырья и готовой продукции на складах, которые сейчас расходуются или реализуются», — продолжает Эдуард Миронов.

При этом, правда, опрошенные нами представители транспортных компаний по-разному оценивают падение объемов на рынке.

Так, например, директор по продажам транспортной компании Delko говорит о том, что в I квартале года на фоне китайского Нового года действительно отмечался провал по заказам на перевозки китайских грузов с Дальнего Востока, однако он был прогнозируемым. «В целом же, объем заказов остался на уровне прошлого года», — заключает Сергей Семакин.

В свою очередь, заместитель генерального директора по мультимодальным перевозкам BMJ-Logistics Юрий Фиошкин подтверждает некоторое снижение объема заказов по отдельным сегментам, которое происходит на фоне изменений в потребительском спросе и логистических цепочках.

«В настоящее время рынок переживает период адаптации. В частности, мы отмечаем снижение объемов в сегменте фэшн-логистики, но компенсируем это диверсификацией в другие секторы, такие как бытовая техника», — рассказывает он.

По словам же директора производственного департамента Boxberry, «проседание объемов есть, но у разных компаний оно разное».

«Есть перевозчики, у которых снижение связано с отказами контрагентов, в этом случае объемы упали на определенных направлениях. У других логистов причина просадки — снижение покупательской активности, в такой ситуации объемы проседают, как правило, равномерно», — поясняет Андрей Соколов.

Что будет с тарифами дальше и стоит ли ждать улучшения на рынке?

На самом деле опрошенные нами представители транспортных компаний в большинстве своем ожидают повышения тарифов уже во второй половине этого года.

«Последние несколько лет ставки ежегодно росли, поэтому 2025-й год вряд ли станет исключением. Вполне вероятно сезонное повышение тарифов в конце третьего или начале четвертого квартала года на 10-15% относительно текущих цен», — отмечает директор производственного департамента Boxberry.

Правда, существенного улучшения ситуации на рынке Андрей Соколов не ждет «как минимум до тех пор, пока не снизится ключевая ставка».

О том же самом говорит и директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России. «Дальнейший тренд на рынке многие грузоперевозчики видят в увеличении объема грузов, что связывают в основном со снижением ключевой ставки, выходом части перевозчиков из бизнеса и возможным ослаблением санкционного давления», — говорит Эдуард Миронов.

«Сроки улучшения ситуации разнятся, некоторые наши партнеры прогнозируют рост объемов уже в мае-июне, другие откладывают его на осень 2025-го года», — продолжает он.

В свою очередь, заместитель генерального директора по мультимодальным перевозкам BMJ-Logistics ожидает стабилизации рынка где-то к концу года. «Поскольку очевидно, что и рынок, и ритейлеры адаптируются к новым условиям. В этой ситуации для повышения эффективности логистики мы продолжим внедрять современные цифровые технологии», — поясняет Юрий Фиошкин.

При этом директор по продажам транспортной компании Delko обращает внимание на то, что уже сейчас ощущается «повышенный спрос клиентов на перевозки, особенно на рефрижераторные».

«По нашим прогнозам, в целом в 2025-м году тарифы могут увеличиться на 20-25%. Но все будет зависеть от восстановления баланса потребности грузоотправителей и предложений грузоперевозчиков», — подчеркивает Сергей Семакин.

Однако даже такой рост тарифов, по его словам, «не сможет полностью компенсировать издержки транспортных компаний».

Как следствие, перевозчики нуждаются в дополнительных мерах поддержки со стороны государства.

В Delko считают, что основными здесь должны стать усилия по «обелению» рынка. «Крупные транспортные компании находятся не в одинаковых условиях с небольшими игроками, которые имеют возможность «оптимизировать» свои затраты», — поясняет Сергей Семакин.

«Наиболее эффективными также были бы меры, направленные на стимулирование спроса и снижение логистических издержек», — подытоживает Юрий Фиошкин.