Счетная палата не поддержала включение платы «Платон» в Налоговый кодекс

2 сентября 2019 г.16:00

Счетная палата не поддержала включение платы «Платон» в Налоговый кодекс

duma.gov.ru

Счетная палата РФ не поддержала намерение Министерства финансов РФ по переводу в ближайшие годы ряда неналоговых платежей, включая дорожную плату «Платон», в Налоговый кодекс, посчитав этот шаг преждевременным. Соответствующее заявление содержится в обнародованном 30-го августа аналитическом отчете организации, посвященном итогам проведенного анализа.

В своем отчете Счетная палата указывает на тот факт, что Министерством финансов ранее был разработан законопроект, предусматривающий перевод ряда неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Речь идет, в частности, о дорожной плате для владельцев большегрузного автотранспорта по системе «Платон», утилизационном сборе и экологическом налоге.

«Некоторые из этих платежей имеют признаки налога. Однако Счетная палата считает такое решение непоследовательным. По мнению контрольного ведомства, нужно организовать инвентаризацию существующих обязательных платежей с целью их оптимизации», — подчеркнули аудиторы.

При этом, как отмечается в отчете, порядок и сроки проведения инвентаризации должно установить Правительство России, как и определить критерии, которым должны соответствовать обязательные неналоговые платежи. Итогом проведенной инвентаризации, по мнению Счетной палаты, должно стать создание общего реестра публично-правовых обязательных платежей. При этом порядок создания и ведения реестра требуется закрепить нормативным правовым актом.

«Кроме того, необходимо провести серьезные исследования: изучить все платежи с позиции экономической эффективности и фискальной значимости, определить объем средств, которые поступают от их уплаты, и цели, на которые они пойдут», — заявили в Счетной палате.

В целом из проведенного госаудитором анализа следует, что в настоящее время в реестре федеральных источников доходов к неналоговым платежам можно отнести в общей сложности 5 479 записей. Отмечается, что в той или иной форме на них приходится 2/3 всех источников доходов бюджета, а сумма поступлений в 2018-м году превысила 1,5 трлн. рублей.

При этом если исключить такие позиции, как штрафы, субсидии и субвенции, арендную плату и ряд других, то остается порядка 60 видов или 262 обязательных платежа на федеральном уровне, что тоже не мало. В то же время само понятие неналоговых платежей законодательно никак не закреплено. В докладе отмечается, что, несмотря на столь большое количество платежей, они никак не систематизированы. А качество нормативно-правовой базы, которая регулирует эту сферу, по мнению аудиторов, очень низкое.

«Многие платежи не имеют экономического обоснования, а размеры ставок по некоторым сборам давно потеряли свою актуальность. Кроме того, нормативно не предусмотрена ответственность за неуплату или несвоевременную уплату неналоговых платежей. Это негативно влияет на платежную дисциплину и, как следствие, на объемы поступлений в бюджет», — говорится в заключении аудиторов.

Напомним: проект федерального закона, разработанного Министерством финансов, предусматривает введение в Налоговый кодекс пяти неналоговых платежей — экологического, утилизационного, гостиничного сборов, налога на операторов связи и платы в системе «Платон», а также пошлин за предоставление информации из государственных реестров. Если законопроект будет одобрен парламентом, то изменения могут вступить в силу с 1-го января 2021-го года.

Что примечательно, в главе 25.7 «Сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения общего пользования», которую хотят внести в Налоговый кодекс, в качестве базовой ставки указано 3,73 рубля за один километр проезда.