С техосмотром никак не могут разобраться: в Правительстве готовят очередную реформу для отрасли
4 февраля 2022 г.11:42
pixabay.com
По данным издания «Коммерсантъ», Правительство готовит дальнейшее реформирование отрасли техосмотра, изменения должны вступить в силу в 2022-2023 годах. Так, в частности, планируется пересмотреть методику расчета тарифов на проверку транспортных средств, которая действует еще с 2012-го года и с тех пор не менялась.
Как следует из утвержденной Правительством РФ «дорожной карты», с которой удалось ознакомиться «Коммерсанту», новый виток реформирования отрасли техосмотра будет заключаться в трех основных шагах.
Первое — это пересмотр расценок на проведение технического осмотра. Методика расчета тарифов была принята еще в 2012-м году и в неизменном виде действует и по сей день, хотя с того времени отрасль техосмотра уже не единожды реформировали.
Так, с 1-го марта прошлого года на пунктах ТО ввели обязательную фотофиксацию автомобиля до диагностики и после нее, диагностические карты полностью перевели в электронный вид и, кроме того, ужесточили требования к самим зданиям, где проводится проверка транспортных средств, и к используемому для этого оборудованию (их, правда, затем, с 1-го сентября, немного облегчили). Все это, естественно, увеличило дополнительные расходы операторов ТО.
При этом с 30-го декабря прошлого года техосмотр сделали необязательным для личных легковых автомобилей и мотоциклов, что существенно сократило поток потенциальных клиентов на пункты ТО и ухудшило условия окупаемости для бизнеса (тем более на фоне возросших до того трат).
В соответствии с поручением вице-премьера Марата Хуснуллина, предложения по новой методике расчета тарифов на техосмотр Федеральная антимонопольная служба (ФАС) должна представить к 1-му апреля текущего года, чтобы уже к концу весны, до 30-го мая 2022-го года, они вступили в силу.
При этом опрошенные «Коммерсантом» представители бизнеса выступают за то, чтобы вообще отказаться от государственного регулирования цен на техосмотр, сделав их свободными. Доверие операторов ТО к государству было подорвано непоследовательностью принимаемых решений: сразу собирались ужесточить контроль за прохождением техосмотра, затем диагностику для значительной части машин, наоборот, сделали добровольной. Чтобы вернуть это доверие, необходимо отказаться от регулирования цен, считает генеральный директор некоммерческого партнерства «Безопасность и транспорт» Ярослав Васичков.
Вторым шагом реформирования отрасли должно стать упрощение правил самой процедуры. Так, например, планируется убрать из обязательного перечня проверку потеков двигателя, коробки передач, кондиционера, а также наличия в транспортном средстве огнетушителя, аптечки и знака аварийной остановки. К слову, проект соответствующего документа Министерством транспорта и МВД уже подготовлен. Он одновременно опять облегчает требования к операторам и пунктам ТО.
Когда эти изменения могут вступить в силу, не уточняется. Однако известно, что к 1-му февраля текущего года документ должен быть представлен на рассмотрение Правительства РФ.
Еще один шаг реформы техосмотра — передача полномочий по лицензированию операторов ТО, за которое сейчас отвечает Российский союз автостраховщиков (РСА), Росаккредитации. Эта идея, кстати, обсуждается с 2020-го года: в Правительстве отмечают, что работа по аккредитации операторов ТО не свойственна страховщикам и они с ней не справляются. Предложения по изменениям в этом направлении должны предоставить Правительству до 1-го апреля текущего года, а предполагаемый срок их вступления в силу — март или сентябрь 2023-го года.
Вместе с тем предложения по перечисленным шагам уже есть. В марте прошлого года сообщалось, что сенатор Андрей Кутепов подготовил законопроект, который как раз таки предусматривает изменения в методике расчета тарифов на техосмотр и передачу полномочий по лицензированию операторов ТО Росаккредитации. Однако этот документ до Правительства РФ и далее до Государственной Думы пока не дошел.