С 10 января уже смогут штрафовать за неоплаченный проезд по платным дорогам

4 января 2021 г.16:06

С 10 января смогут штрафовать за проезд «зайцем» по платным дорогам

Церемония открытия еще 170 км ЦКАД/Фото: пресс-служба ГК «Автодор»

Водителей, которые проехали по платной дороге, не заплатив за проезд, смогут оштрафовать за это с 10-го января 2021-го года. Именно с этого числа вступят в силу правки в Кодекс об административных правонарушениях, которые как раз таки и вводят соответствующие штрафы.

Для владельцев грузовых автомобилей и автобусов санкции составят 5 тыс. рублей, во всех остальных случаях — 1,5 тыс. рублей. Их применят в том случае, если оплата не поступит в течение пяти суток с момента фиксации проезда. То есть: на оплату движения по платной дороге автомобилистам дается пять дней.

Правда, закон дает возможность избежать уплаты штрафа даже после его вынесения: если в течение 20 дней с момента вынесения постановления проезд все-таки будет оплачен, штраф аннулируется. Если же «письмо счастья» доставят с опозданием, когда 20 дней уже истечет, то срок на погашение задолженности продлят с момента получения постановления.

В сутки на «зайца»-автомобилиста смогут оформить только один штраф вне зависимости от того, проехал он бесплатно по одному или по нескольким участкам дорог или, в принципе, весь день бесплатно колесил по платным дорогам. При этом сутки будут отсчитываться с момента фиксации первого неоплаченного проезда.

Рассматривать дела по данному виду правонарушений будет Ространснадзор.

Специально для ЦКАД

На данный момент, до 10-го января, штрафы за неоплаченный проезд по платным дорогам в Кодексе об административных правонарушениях попросту отсутствуют. Причем все это время они, по сути, и не были нужны: въезд на платный участок или выезд с него осуществлялся через специальные пункты взимания платы, где вполне можно было проследить, оплатил водитель проезд или нет.

Правда, даже в таких условиях «Автодор» жаловался на большое количество «зайцев» и на то, что их из-за отсутствия штрафов нельзя наказать, а после, в 2019-м году, ввел свою схему контроля, установив дополнительную систему фиксации так, чтобы штрафовать «зайцев» хотя бы за проезд на запрещенный сигнал светофора (1 тыс. рублей).

Поскольку зеленый свет зажигается только после оплаты проезда, тот факт, что кто-то пытается проехать на красный, автоматически означает, что он не заплатил за проезд. Камеры его фиксируют, а через некоторое время «зайцу» приходит штраф за движение на запрещенный сигнал светофора.

Кроме того, «Автодор» заменил мягкие шлагбаумы на более жесткие, чтобы водители не смогли без ущерба для своей машины проскочить бесплатно через пункт взимания платы.

Изменения в систему понадобились на фоне открытия Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Московской области, где впервые в России реализована безбарьерная оплата проезда по платной дороге (free flow, или «свободный поток»).

Там, где организован «свободный поток», нет никаких пунктов взимания платы. Их функцию выполняют установленные «рамки»: они одновременно сканируют транспортный поток и списывают плату за проезд с машин, в которых находится транспондер.

Однако перегородить проезд «зайцу» такие «рамки», естественно, не могут. Как следствие, потребовался дополнительный стимул для оплаты проезда, которым и стали штрафы.

Еще накануне открытия III этапа ЦКАД (а это свершилось 11-го ноября прошлого года) был принят закон, в принципе, запрещающий бесплатный проезд по платным дорогам. Ожидалось, что к этому же числу в Кодекс введут и штрафы для «зайцев», но тут рассмотрение затянулось: Государственная Дума окончательно одобрила документ только 16-го декабря, а Владимир Путин подписал его лишь 30-го декабря.

Как следствие, несмотря на то, что ЦКАД-3 функционирует уже с 11-го ноября и является платным участком дороги, оштрафовать за неоплаченный проезд по нему, по сути, пока не могут.

Бесплатно на новогодние праздники

В то же время 28-го декабря прошлого года для движения открыли еще 170 км Центральной кольцевой дороги. Это: весь IV этап трассы (между М-7 «Волга» и М-4 «Дон»), отрезок, соединяющий ЦКАД-3 и ЦКАД-5 (между М-10 «Россия» и М-11 «Нева»), участки I этапа от М-4 «Дон» до пересечения с А-170 в районе Симферопольского шоссе и от Калужского шоссе до А-107 в районе Лисинцево, а также оставшиеся участки V этапа.

За исключением V этапа, все остальные части ЦКАД должны быть платными. Тарифы для них уже определены, однако на новогодние праздники по недавно открывшимся участкам «Автодор» разрешил бесплатный проезд.

Действие разрешения как раз таки продлится до момента вступления в силу закона о штрафах.

Таким образом, платным на данный момент является ЦКАД-3, а также участок между трассами М-10 и М-11. Стоимость последнего протяженностью около 7 км для легковых автомобилей составляет 20 рублей (со скидкой по транспондеру — 17 рублей), для грузовых в зависимости от категории — от 30 до 70 рублей (или от 25,5 до 59,5 рубля — по транспондеру).

Как оплатить проезд по «свободному потоку»?

Оплатить проезд можно как наличными, так и с помощью транспондера. Последний способ является более удобным, поскольку, во-первых, при наличии транспондера деньги со счета списываются автоматически в момент проезда под «рамкой», а во-вторых, транспондер обеспечивает скидку на проезд, которая увеличивается с протяженностью пройденных участков и может достигать 50%.

При отсутствии транспондера внести плату можно и непосредственно перед началом движения, и в течение пяти дней после проезда. Это можно сделать через мобильное приложение «Автодора», личный кабинет на сайте «Автодор – Платные дороги», терминалы самообслуживания «Элекснет» либо в Центрах поддержки и обслуживания клиентов на ЦКАД.

Для этого в случае предоплаты вместе с регистрационным номером транспортного средства нужно указать предстоящий маршрут, а в случае постоплаты — просто регистрационный номер, поскольку система уже отследила проделанный путь автомобиля.