ЦКАД сдвинулся с долгостроя: третий пусковой комплекс полностью открыли для движения

11 ноября 2020 г.11:20

ЦКАД-3 полностью открыли для движения

Российская газета

Утром в среду, 11-го ноября, для движения, наконец-то, открыли целый пусковой комплекс Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) — третий этап трассы. Подчеркнем: он стал первым полностью доступным для проезда этапом магистрали. До этого со всех 336,5 км ЦКАД движение было возможно только по трем разрозненным участкам общей длиной 35,6 км.

Напомним: строительство третьего этапа Центральной кольцевой автомобильной дороги началось в 2016-м году. Изначально предполагалось, что его введут в 2018-м году, потом сроки оттянули на 2019-й год, а затем перенесли на «до конца 2020-го года».

Точно так же, к слову, неоднократно меняли сроки и для других участков магистрали. Сейчас обещают, что до конца этого года пустят движение по еще одному этапу (ЦКАД-4 намереваются открыть в декабре), а к концу следующего года полностью замкнут кольцо.

Задержки в строительстве, как правило, объясняют сложностями с переносом коммуникаций (газопроводов и пр.), которых много в густо населенной Московской области, однако эксперты говорят, что к работам (а впервые на ЦКАД они стартовали в 2014-м году) приступили без должно подготовленной проектной документации.

Открывшийся же сегодня третий этап ЦКАД — это самый длинный (105,9 км) и самый первый полностью доступный для движения пусковой комплекс Центральной кольцевой дороги. Он соединяет трассы М-11 «Нева» и М-7 «Волга», проходя по территории Дмитровского, Пушкинского, Богородского городских округов, а также через Щелково, Черноголовку и Солнечногорск.

Ранее уже открыли три участка ЦКАД-5: в обход Звенигорода (3,6 км), в районе деревни Жедочи (9 км) и от Можайского до Новорижского шоссе (23 км).

ЦКАД-3 — это четырехполосная магистраль, которая не имеет пересечений на одном уровне с другими дорогами, железнодорожными путями и пешеходными переходами, разрешенная скорость движения здесь составляет 110 км/ч, причем безостановочная схема оплаты проезда (об этом чуть ниже) не нивелирует эти преимущества, а действительно не мешает двигаться максимально быстро.

Заехать на участок можно через четыре развязки — с трасс М-11 «Нева», А-107 «Московское малое кольцо» (через региональную дорогу «Никольское-Горки»), М-8 «Холмогоры» и М-7 «Волга». Правда, не все из них еще достроены.

Так, например, развязку, через которую можно будет попасть на ЦКАД-3 с трассы М-11 со стороны Санкт-Петербурга, откроют только в следующем году. До этого времени автомобилистам придется съезжать на А-107 и уже с этой дороги через «Никольское-Горки» выезжать на ЦКАД.

В свою очередь, четыре развязки делят трассу на три платных участка, между которыми, однако, нет никаких пунктов взимания платы, шлагбаумов и пр. Вместо них по системе free flow («свободный поток») установлены специальные «рамки», которые считывают регистрационный знак и категорию транспортного средства, а при наличии отдельного устройства списывают с него средства за проезд.

Такие «рамки» стоят в районе населенных пунктов Кочугино, Софрино и Макарово.

В среднем, для легкового автомобиля 1 км по ЦКАД-3 стоит 4,8 рубля, для большегруза — 15,7 рубля, однако конечный счет зависит от способа оплаты и длины пройденного пути.

Тарифы и способы оплаты

Фото: пресс-служба ГК «Автодор»

В целом, для легкового автомобиля весь путь от М-11 до М-7 обойдется в 510 рублей, для грузовика (в зависимости от его категории — высоты и количества осей) — от 760 до 1 660 рублей.

Полностью тарифы можно посмотреть по ссылке.

Правда, в том случае, если в машине стоит транспондер «Автодора» и она прошла все расстояние в 105,9 км, можно получить хорошую, 50-процентную, скидку на проезд. Точно такие же условия предоставляются для оплаты пути между трассами М-7 «Волга» и А-107 («Никольское-Горки»).

Если же под транспондером пройден только отрезок между развязками с трассой М-11 и дорогой «Никольское-Горки», скидка составит 15%, для остальных участков — 30%. Таким образом, при автоматическом («транспондерном») способе оплаты реализуется принцип «больше едешь — меньше платишь».

Однако он, подчеркнем, применяется только для транспондеров «Автодора» T-pass. Транспондерами других компаний тоже можно оплачивать проезд, но они дают лишь максимальную статичную скидку в 15%.

В свою очередь, другие способы оплаты никакого снижения стоимости проезда не предполагают. Кроме того, на трассе не действуют ни ночные, ни дневные, ни выходные, ни прочие тарифы — цена пути остается постоянной вне зависимости от времени суток и дня недели.

Самым удобным (и, как видно, самым выгодным) способом оплаты является транспондер. Тем более что для ЦКАД-3 не надо приобретать какое-то новое устройство — сработает то, которое используется для оплаты проезда по другим платным дорогам.

Если же транспондер в машине не установлен, расплачиваться необходимо либо через мобильное приложение «Автодора», либо через личный кабинет на сайте «Автодор – Платные дороги», либо через терминалы самообслуживания «Элекснет», либо в Центрах поддержки и обслуживания клиентов на ЦКАД, потому что рассчитаться за проезд непосредственно на дороге, где отсутствуют пункты взимания платы, нельзя.

При этом оплатить поездку можно как перед выездом на дорогу, так и после пройденного пути. В последнем случае на погашение задолженности дается пять дней, после чего собственнику автомобиля придет штраф.

Отслеживают все перемещающиеся по трассе транспортные средства те же «рамки», которые списывают оплату с транспондера. Они фиксируют номер машины, ее категорию и преодоленный ею километраж и передают данные в единый информационный центр.

Предполагается, что штраф для «зайцев» составит 2,5 тыс. рублей в случае с легковым автомобилем и 5,5 тыс. рублей — в случае с грузовиком и автобусом.

Почему предполагается? Потому что на данный момент эти штрафы Кодексом об административных правонарушениях не предусмотрены, а законопроект, который должен их туда внести, прошел только одно чтение из трех.

То есть, по сути, наказать «зайцев» еще нечем, однако в «Автодоре» все равно обещают сохранять все данные, чтобы потом предоставить их для «выбивания» задолженности в службу судебных приставов.

ЦКАД — дорога (не) для грузовиков?

Фото: пресс-служба Министерства транспорта РФ

Что же касается значения Центральной кольцевой автомобильной дороги, то на нее с первых дней затяжного строительство возлагают большие надежды.

Трасса должна снизить транспортную нагрузку на уже переполненные дороги Московской области, в том числе взяв на себя поток транзитных автомобилей, главным образом — грузовых, следующих по Московской кольцевой дороге (ЦКАД пройдет в 50 км от нее).

Кроме того, магистраль входит в транспортный коридор «Европа – Западный Китай», а потому, в принципе, должна была бы быть востребованной и у международных, и у отечественных грузоперевозчиков.

И если бы дорога была бесплатной, то так несомненно и должно было бы случиться. Однако за проезд по ней нужно платить, причем тариф для большегрузов в 7 раз больше, чем тариф по «Платону» (это если без транспондера, если с транспондером — то в 3,5 раза).

Правда, с другой стороны, для проезда по ЦКАД не понадобится пропуск, который требуется для Московской кольцевой дороги (если, конечно, перевозчики включают ее в свой маршрут), а путь от М-11 до М-7 должен по времени сократиться чуть ли не в 3 раза.

«На данный момент эффективная и быстрая доставка товаров по территории Московской области и Новой Москвы по трассам А-107 и А-108 не представляется возможной из-за их состояния, — объясняет директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов. — Оперативному перемещению по ним препятствуют участки с одной полосой движения в каждую сторону, одноуровневые железнодорожные переезды и пересечения с вылетными магистралями».

В среднем, из-за пробок, которые, например, часто возникают у железнодорожного переезда в Софрино, на пересечении со Щелковским шоссе или у Ногинска путь от М-11 до М-7 занимает 2,5-3 часа, в то время как по ЦКАД-3 этот отрезок можно будет пройти чуть более чем за 1 час.

Однако Эдуард Миронов опасается, что эффективному использованию магистрали может помешать недостаточное число съездов с трассы и заездов на нее. «Чтобы заехать на внутреннюю сторону этой дороги с Дмитровского шоссе, необходимо делать объезд через Кузяево и Белый Раст», — говорит он.

В свою очередь, операционный директор федеральной логистической компании IML Ильгиз Хажиев считает, что ЦКАД-3 не сможет так быстро оттянуть на себя поток грузовых автомобилей с МКАД. «Бизнесу потребуется много времени для переноса и переориентации сортировочных центров, которые на данный момент сильно привязаны к Москве», — уточняет он.

Основным же остается вопрос стоимости проезда. Комфорт, хорошее качество дорожного полотна, объезд населенных пунктов и железнодорожных переездов, отсутствие заторов (...) — все это может нивелировать разницу в тарифе с «Платоном» (особенно если использовать транспондер), соглашаются перевозчики, но только при серьезной экономии времени, подчеркивают они.

«В целом, проезд по ЦКАД с применением транспондера будет экономически оправдан, если сроки доставки снизятся более чем на час в сравнении с использованием Московского малого кольца или МКАДа», — говорит Эдуард Миронов.

«ЦКАД-3 будет востребован для срочных высокомаржинальных доставок, — отмечает Ильгиз Хажиев. — Однако водители предпочтут не въезжать на платную трассу при незначительном сокращении времени в пути, так как сэкономить на топливе при этом не получится».

«Плату за проезд необходимо снизить вдвое, чтобы она сравнялась со стоимостью часа работы водителя фуры», — считает он.

А беспилотный грузовик по ЦКАД уже проехал

Фото: «Российская газета»

Вместе с тем Центральная кольцевая дорога строилась и продолжает строиться с тем расчетом, чтобы по ней без проблем могли передвигаться беспилотные автомобили.

Первый автономный грузовик уже проехал по трассе в колонне транспортных средств, открывших проезд по третьему этапу. Как рассказал корреспондент ТАСС, присутствовавший на официальной церемонии, это — беспилотник EVO-1 отечественного производства, который вообще не имеет кабины для водителя, а для «питания» использует электроэнергию и водородное топливо.

Так, на одном заряде батареи грузовик может преодолеть 250 км, а если он полностью заправлен водородом — то еще дополнительно 650-750 км.

В компании «Эвокарго», которая как раз таки и является разработчиком транспортного средства, считают, что беспилотник позволяет на 60% снизить себестоимость перевозок. Со следующего года в «Эвакарго» хотят использовать «умный» грузовик в реальных условиях — для предоставления своего сервиса по грузоперевозкам.

Правда, сколько метров сейчас беспилотник прошел по ЦКАД, не уточняется...