«РЖД» готовятся к запуску грузовых перевозок под навигационными пломбами
1 ноября 2025 г.15:37

Пресс-служба ОАО «РЖД»
Как рассказали изданию «Гудок» в пресс-службе «Российских железных дорог» («РЖД»), к концу года в компании завершат основную подготовку к запуску механизма по навигационному сопровождению определенных видов грузов. Напомним: механизм, который предусматривает обязательное наложение навигационных пломб, стартует в феврале следующего года на всей территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). По железной дороге с применением устройств необходимо будет перевозить санкционные товары, алкоголь и табак. И хотя в России «навигационные» перевозки выполняются еще с 2020-го года, сейчас в «РЖД» расширяют перечень станций, где может проводиться наложение пломб, и проводят их техническое дооснащение.
Итак, в сентябре этого года стало известно, что все страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) полностью завершили подготовку к внедрению в грузовых перевозках электронных навигационных пломб и с 1-го февраля 2026-го года соглашение о применение таких устройств, которое вступило в силу еще в апреле 2023-го года, начнет реализовываться на практике.
Правда, запуск самих перевозок намечен на 11-е февраля 2026-го года.
На первом этапе под обязательное наложение навигационных пломб подпадают такие виды товаров, как подсанкционная продукция, подакцизные товары, в том числе алкоголь и табак, одежда, обувь и электронные товары, а также никотинсодержащая продукция и никотиновое сырье.
Единственное, применение навигационных устройств для таких грузов будет зависеть от вида транспорта.
Что касается железной дороги, то по ней под навигационными пломбами необходимо будет перевозить санкционные товары (предположительно, речь идет о тех товарах, которые Россия запретила к ввозу из ЕС и других т.н. «недружественных» стран), а также подакцизные товары, в том числе алкоголь и табак, если они перемещаются в рамках взаимной торговли между странами ЕАЭС либо в соответствии с процедурами транзита или экспорта.
И хотя «РЖД» выполняют перевозки санкционных товаров под навигационным сопровождением еще с 2020-го года, ранее Министерство транспорта поручило компании и национальному оператору навигационного пломбирования (а это ООО «Центр развития цифровых платформ») подготовиться к расширению этого механизма на все страны ЕАЭС.
Как рассказал изданию «Гудок» заместитель начальника (по грузовой и коммерческой работе) Центра фирменного транспортного обслуживания Дмитрий Горох, такая подготовка включает в себя увеличение перечня задействованных станций, обеспечение новых станций услугами связи и необходимым оборудованием для навешивания и снятия пломб, расширение и обучение штата сотрудников на станциях, а также предварительное выполнение тестовых перевозок.
«До конца 2025-го года планируется завершить работы по обеспечению вновь добавленных в перечень станций услугами связи и необходимым оборудованием для навешивания и снятия навигационных пломб, а также провести ряд пилотных перевозок для проверки готовности технологии работы взаимодействия с информационной системой уполномоченного национального оператора РФ», — уточнил представитель «РЖД».
Отметим, что навигационные пломбы необходимо будет навешивать на каждый вагон/контейнер с товарами либо на станции отправления, либо при пересечении границы ЕАЭС.
Использование устройств будет платным в соответствии с тарифами, установленными отдельно каждым национальным оператором пломбирования в странах Союза. Причем платной будет не только посуточная аренда, но и выполнение операций по снятию и наложению пломб.
В целом, навигационные пломбы призваны отслеживать весь путь товара, обеспечивая при этом его сохранность, поскольку устройства отправляют сигнал при несанкционированном доступе к грузовому отсеку.
Кроме того, пломбы могут содержать в себе в электронном виде информацию о перевозимом грузе, что будет способствовать переходу на электронный документооборот между странами ЕАЭС.
