Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу до 1 мая 2022 года

С 1 января ожидается очередное повышение топливных акцизов

31 декабря 2021 г.10:00

С 1 января ожидается очередное повышение топливных акцизов

pixabay.com

С 1-го января 2022-го года ожидается очередное повышение акциза на бензин и дизельное топливо, что должно отразиться на ценах на заправках, которые в этом году и так растут быстрее темпов инфляции. Ставки по акцизам увеличатся на 4%.

Так, акциз на бензин 5-го класса с 1-го января 2022-го года поднимут на 531 рубль, до 13 793 рублей за тонну, а на дизельное топливо — на 368 рублей, до 9 556 рублей за тонну. Повторимся: рост составит 4% — это традиционное ежегодное повышение топливного акциза в последние несколько лет, рассчитанное на средние темпы инфляции.

Правда, в этом году инфляция практически вдвое опередила запланированные значения. По данным Росстата, на 20-е декабря индекс потребительских цен с начала года составил 7,98%, а темпы подорожания топлива при этом, несмотря на неоднократные заверения Правительства, вышли за пределы инфляции.

Как свидетельствуют подсчеты Росстата, к 20-му декабря годовой рост цен на бензин в среднем достиг 8,7%, дизельного топлива — 10,3%.

В свою очередь, повышение стоимости топлива стало одним из факторов, которое вызвало подорожание транспортных услуг: по оценкам перевозчиков, в этом году на внутрироссийском направлении ставки на грузовые перевозки в зависимости от сегмента увеличились от 30% до 100%. Причем недавно транспортные компании предупредили о возможном росте тарифов еще на 15-25%.

Одновременно национальная ассоциация грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» обратилась в Правительство и в Администрацию президента с просьбой повлиять на ситуацию. В частности, она предложила предусмотреть субсидии для отрасли, разработать программы поддержки для перевозчиков, а также отменить запланированное повышение топливного акциза.

Впрочем, справедливости ради, вместе с топливом на подорожании транспортных услуг даже в большей степени сказался рост затрат на обслуживание автомобилей: за год стоимость запасных частей и технических жидкостей увеличилась на 40-70%, шин — на 45-60%, моторного масла — на 25%. А в росте цен на топливо «виноват» не столько акциз, сколько ситуация на мировом рынке.

С самого начала 2021-го года наблюдался рост цен на нефть, что, естественно, потянуло за собой и подорожание нефтепродуктов. При этом на самом деле подорожание топлива на российских заправках могло быть гораздо существеннее, если бы не негласное соглашение Правительства с нефтяными компаниями сдерживать розничные цены в пределах инфляции.

Для сравнения: если в рознице цены на топливо в среднем выросли до 10%, то в опте — более чем на 20%.

Правда, этот факт негативно сказывается на работе независимых операторов, которые продают топливо себе в убыток.

Что еще важно: одновременно с увеличением топливного акциза, на 5% по бензину и на 3% по дизельному топливу индексируется значение внутренней условной цены в формуле демпфирующего механизма. Это значение среди прочего устанавливает максимум для роста оптовых цен: если по бензину они поднимутся более чем на 10% от порога, а по дизельному топливу — более чем на 20%, для нефтяных компаний обнуляются компенсационные выплаты по демпферу.

Таким образом, повышение внутренней условной цены отодвигает для нефтяников максимальный предел. Правда, в самом конце года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила с предложением зафиксировать значение внутренней условной цены в демпфере на уровне 2021-го года.