Россия и Армения проведут эксперимент по использованию навигационных пломб
4 июня 2025 г.15:44

ООО «Центр развития цифровых платформ»
Россия и Армения планируют провести эксперимент по использованию навигационных пломб при перемещении товаров ЕАЭС между двумя странами. По крайней мере, об этом свидетельствует проект постановления Правительства РФ, опубликованный на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Эксперимент рассчитывают запустить с 1-го июля, он продлится вплоть до 31-го октября текущего года. Пилотный проект главным образом должен протестировать возможность использования навигационных пломб в тех случаях, когда перевозка осуществляется транзитом через страну, не входящую в ЕАЭС.
Напомним: уже на протяжении нескольких лет в ЕАЭС планируют на постоянной (и обязательной) основе внедрить использование электронных навигационных пломб при перемещении товаров в пределах Союза. Соответствующее соглашение между странами ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения) вступило в силу еще с 3-го апреля 2023-го года, однако на практике оно так и не начало действовать.
Недавно, например, сообщалось, что только три страны Союза на данный момент технически готовы к запуску новой системы перевозок. И поскольку Россия и Беларусь с 27-го января текущего года уже ввели на территории Союзного государства навигационное отслеживание импорта и «сквозного» транзита определенных товаров, то можно предположить, что они точно входят в число подготовленных трех стран.
А так как из проекта постановления Правительства РФ следует, что планируемый эксперимент между Россией и Арменией проводится по распоряжению Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), то третьей стороной, по всей видимости, как раз таки является Армения.
В любом случае, пилотный проект между Россией и Арменией должен не только протестировать использование навигационных пломб при выполнении грузовых автомобильных перевозок, но и возможность их применения в тех случаях, когда две страны Союза не граничат между собой, а транспортное сообщение между ними осуществляется через страну, не входящую в ЕАЭС. В данном случае — через территорию Грузии.
Правда, в самом документе более конкретные детали использования навигационных пломб при въезде в Грузию не раскрываются. А именно: надо ли будет снимать пломбу перед въездом в Грузию или с грузинской стороной каким-то образом согласовано применение устройств; каков должен быть порядок действий водителя, если грузинская таможня приняла решение провести досмотр транспортного средства (потому что, по сути, пломбы должны сниматься по решению таможенных органов России или Армении, иначе это будет считаться несанкционированным доступом) и пр.
Единственное, в проекте постановления сказано, что на территории России наложение навигационных пломб осуществляется при отправлении со склада отправителя или при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. Последнее означает, что устройства будут навешивать при въезде в РФ, если транспортное средство следует в другую таможню назначения.
В свою очередь, снятие пломб будет происходить при прибытии на склад получателя или при завершении таможенной процедуры таможенного транзита.
То есть все-таки можно сделать вывод, что на территории Грузии навигационные пломбы использоваться не будут.
При этом национальные операторы двух стран (Армении и России) в любом случае будут обмениваться между собой информацией о перевозке, осуществляемой под навигационным сопровождением.
В России, напомним, национальным оператором навигационного пломбирования является ООО «Центр развития цифровых платформ», а в Армении (по крайней мере, так сообщалось ранее) — «АрмДжиПиЭС».
Участие в эксперименте, который, предположительно, продлится с 1-го июля до 31-го октября 2025-го года, будет добровольным и бесплатным.
Под пломбы можно будет помещать любые товары ЕАЭС, за исключением тех, которые уже сейчас требуют навигационного сопровождения при импорте в Россию или Беларусь или при «сквозном» транзите через территорию Союзного государства.
Это: алкогольная продукция (коды ТН ВЭД 2203 00, 2204, 2205, 2206 00, 2207, 2208), табачные и никотинсодержащие изделия (коды ТН ВЭД 2401, 2402, 2403, 2404), а также т.н. «высокорисковые» товары.
К последним относятся предметы одежды и обуви (коды ТН ВЭД 4303, 6101-6106, 6110, 6401-6405), сотовые и мобильные телефоны (код ТН ВЭД 8517), звуко- или видеозаписывающая и звуко- или видеопроизводящая аппаратура (коды ТН ВЭД 8519, 8521), аппаратура для радиовещания и телевидения (код ТН ВЭД 8525), радионавигационное оборудование (код ТН ВЭД 8526), приемная аппаратура для радиовещания (код ТН ВЭД 8527), мониторы и проекторы (код ТН ВЭД 8528).
Как следует из проекта постановления Правительства РФ, в рамках эксперимента планируют выполнить не менее 50 перевозок под навигационным сопровождением.
В целом же, можно предположить, что такими темпами (с применением предварительных пилотных проектов) обязательное использование навигационных пломб между всеми странами ЕАЭС начнется только где-то в слудующем году.