Российский рынок находится в ситуации дефицита качественных грузовиков, но, несмотря на это, с 1 августа повышается утилизационный сбор на импорт техники

14 июля 2023 г.16:00

Повышение утилизационного сбора на фоне дефицита качественных грузовиков

ситрак-россия.рф

С 1-го августа 2023-го года в России повышается утилизационный сбор на ввоз импортной техники. Прежде всего это решение затронет сегмент легковых автомобилей, поскольку там, по сути, закрывается «лазейка», позволяющая импортировать машины дешевле на физических лиц. Однако на рынке грузоперевозок, где сейчас и без того остро ощущается недостаток качественных транспортных средств, оно тоже отразится. Представители отрасли опасаются, что в итоге увеличение утилизационного сбора приведет к дефициту провозных мощностей, что, в свою очередь, спровоцирует рост ставок, в то время как далеко не факт, что этот рост позволит покрыть действительные издержки транспортников.

«Любое повышение стоимости техники сейчас критично для рынка грузоперевозок», — подчеркивает Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России.

Он напоминает, что российский рынок автомобильных грузоперевозок сейчас находится «в ситуации дефицита качественных тягачей (с КТГ выше 98%), устаревающего грузового парка, долгого срока поставки как китайской, так и российской техники, отсутствия достаточного количества профессиональных водителей, нестабильного качества грузовых шин».

«Средний возраст грузовиков сегодня составляет 15 лет. И у собственника такого парка есть вариант: вложиться в новую технику для обновления и руководить компанией дальше или выбрать другую сферу деятельности (например, работа по найму). В таком случае 15-летняя машина отправляется на свалку. И таким образом на рынке усиливается дефицит техники и водителей (если собственник сидел за рулем своей фуры)», — поясняет эксперт.

С ним соглашается и генеральный директор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев, отмечая, что повышение утилизационного сбора может «создать дефицит провозных мощностей» и тем самым вызвать еще больший рост ставок, в то время как, «согласно аналитическим данным, за год, с июля 2022-го года, ставки уже увеличилась на 38%».

При этом не факт, что повышение тарифов сможет обеспечить увеличение прибыли транспортных компаний. Не исключено, что оно позволит покрыть только текущие издержки перевозчиков, связанные с ростом стоимости техники, говорит генеральный директор Delko.

«Принятое решение сильнее всего отразится на тех компаниях, которые находятся вне теневой зоны. При этом большая часть рынка — 93% перевозчиков — средние и мелкие игроки, которые не имеют возможности закупать новую технику и обновлять автопарки, так как у них нет доступа к финансированию», — подчеркивает Санджар Ашуралиев.

Как минимум на 8-13%

Таким образом, с 1-го августа 2023-го года утилизационный сбор повысится на все виды грузовиков, седельные тягачи, автофургоны, автосамосвалы и специальные транспортные средства, ввозимые в Россию из-за рубежа. В среднем, коэффициенты как на новые машины, так и на машины старше трех лет вырастут в 1,7 раза.

В компании «ААА Траксервис», которая является официальным дилером MAN и Sinotruk (бренды Sitrak и Howo), подтверждают, что повышение сбора непосредственно отразится на стоимости транспортных средств.

«Мы однозначно получим увеличение себестоимости по импортным контрактам. В них везде прописано, что если государство меняет размер утилизационных сборов либо других пошлин, то импортер имеет право проиндексировать отпускные цены», — поясняет управляющий партнер компании Валерий Кузьмин.

По прогнозам «ААА Траксервис», из-за повышения утилизационного сбора импортируемые грузовики (а сейчас это в основном китайская техника) уже в III-IV кварталах текущего года подорожают как минимум на 8-13%.

При этом Валерий Кузьмин тоже отмечает, что принятое решение может усилить дефицит грузовой техники на российском рынке. По оценкам компании, только в HCV-сегменте (крупнотоннажные грузовики) потребности рынка составляют 110-120 тыс. единиц техники. При этом указанные потребности не покрываются, а перевозчики нуждаются в еще большем количестве автомобилей, поскольку активно наращивается товарооборот с восточными партнерами, который железнодорожная логистика в полной мере обслужить не может.

«Российские автопроизводители не в состоянии закрыть весь имеющийся совокупный спрос по коммерческой технике, который мы имеем в этом году и, скорее всего, будем иметь в следующем. Причинами этого являются где-то отсутствие производственных мощностей, где-то неконкурентный продукт. Соответственно, остальной дефицит должен и будет покрываться импортной техникой», — говорит управляющий партнер «ААА Траксервис».

А стоимость этой импортной техники (в условиях недостатка отечественной) как раз и будет расти...

Ослабление рубля и общий контекст

В принципе, сама цель поддержать локализованных в России производителей — правильная и долгосрочная, отмечает Валерий Кузьмин. Однако вопрос в том, в каком общем контексте и как именно она реализуется, подчеркивает эксперт.

Помимо ограниченных на данный момент производственных возможностей российских концернов, он также указывает и на другие спорные для рынка условия.

Во-первых, любой протекционизм и смягчение конкурентных рыночных условий создает возможности для неэффективных бизнес-моделей, поясняет представитель дилера. В то время как китайские производители предлагают сегодня сильный и конкурентный продукт по соотношению параметров цена/качество.

«Во-вторых, на фоне сильнейшего ослабления рубля с 2022-го года, которое происходит сейчас, в поставках техники совпадают несколько негативных условий с точки зрения инфляции. Мы не знаем, что именно стало триггером. Мы внимательно следим за комментариями Центробанка, а также торговым балансом и считаем, что отскок в ближайшее время вряд ли возможен», — уточняет управляющий партнер компании «ААА Траксервис».

А как должно поддерживать перевозчиков?

По мнению Кирилла Латинского, коммерческого директора SOTA Logistic, сейчас, наоборот, необходимо снижение ввозных пошлин и НДС на новый коммерческий транспорт Евро-5 и Евро-6; обнуление утилизационного сбора на новый коммерческий транспорт, соответствующий стандарту Евро-6, и электротранспорт; безлимитные субсидии на приобретение нового коммерческого электротранспорта; десятилетний мораторий на увеличение налоговой нагрузки для транспортных компаний.

Справедливости ради, стоит отметить, что грядущее повышение утилизационного сбора не затронет отдельный сегмент грузовой техники. Правда, речь идет только о седельных тягачах экологического класса Евро-6, для которых утилизационный сбор нет, не обнулят, но оставят на прежнем уровне.

Хотя и тут с оговорками: неизменными ставки сбора на ввоз тягачей Евро-6 будут лишь в пределах квоты, которую определит Министерство промышленности и торговли совместно с Министерством транспорта.

И еще одно важное но: такие транспортные средства должны использоваться именно для международных перевозок.

«Ежегодное увеличение стоимости топлива, платных дорог и сопутствующих сборов, контролируемых государством, не должно быть выше уровня инфляции. Стоимость лизинга на новый коммерческий транспорт Евро-5 и Евро-6 должна рассчитываться по формуле «ключевая ставка ЦБ РФ плюс 2%», на электротранспорт — равняться ключевой ставке», — продолжает перечислять необходимые меры поддержки Кирилл Латинский.

«Реальная помощь для отрасли грузоперевозок может быть в удовлетворении запроса на качественную грузовую и полуприцепную технику по ценам хотя бы начала 2023-го года, популяризации профессии водитель-экспедитор с категорией прав С или С+Е», — дополняет его Эдуард Миронов.

«Транспортно-логистический рынок испытывает острый дефицит магистральной техники, который усугубляется сложностями с доставкой в Россию автомобилей иностранных брендов, в том числе китайских. Поэтому меры должны быть направлены, в первую очередь, на оптимизацию и упрощение процесса ее закупки, а не наоборот. В нынешних реалиях эффективной мерой также может стать государственное субсидирование приобретения новой техники», — заключает Санджар Ашуралиев.

При этом все опрошенные эксперты отмечают, что повышение утилизационного сбора рискует стать не только проблемой перевозчиков — оно может непосредственно отразиться на цене перевозимых товаров...