Российская логистика теряет «дружественные» связи?

16 мая 2023 г.17:19

Российская логистика теряет «дружественные» связи?

kremlin.ru

Как раз в эти дни Еврокомиссия активно работает над подготовкой очередного (одиннадцатого по счету) пакета санкций в отношении России. Причем этот пакет, судя по всему, будет отличаться уже конкретными ограничительными мерами против тех стран, которые после февраля прошлого года помогают России обходить санкции и получать необходимые товары, комплектующие и оборудование. А это значит, что российская логистика снова получит непростые задачи: каким образом импортировать в страну «параллельные» грузы?.. Тем более что некоторые из тех самых третьих стран, не желая ухудшать связи с ЕС, уже сейчас, не дожидаясь нового санкционного пакета, ограничивают свои «дружественные» связи с Россией...

Вообще, какой-то более определенный вид новые санкции ЕС должны обрести к 19-му мая — к саммиту «большой семерки» (G7) в Хиросиме (Япония). По крайней мере, именно к этому сроку Еврокомиссия ранее планировала завершить подготовительную работу по одиннадцатому пакету.

Пока же представление о том, как могут выглядеть новые меры в отношении России, дают ведущие мировые СМИ со ссылкой на свои осведомленные источники. А также выступления некоторых европейских лидеров...

Так, например, в начале мая источники издания Bloomberg подтвердили, что одиннадцатый пакет санкций главным образом будет нацелен на то, чтобы существенно ограничить для России обход уже действующих санкций.

Для этого, во-первых, планируют расширить перечень товаров, запрещенных к транзиту по территории РФ. Потому что да, одна из схем — это перепродать импортируемый в какую-либо третью страну товар, пока он едет по России.

Ранее, с десятым пакетом санкций, был запрещен транзит европейских товаров двойного назначения. С новыми ограничениями в этот перечень могут также внести некоторые виды транспортных средств, технологии и товары, относящиеся к оборонной, авиационной или космической промышленности, продукты переработки, в которых используются попавшие под санкции металлы, и пр.

Вторым же шагом могут стать меры в отношении конкретных стран, через которые в Россию идет «параллельный импорт» запрещенных товаров.

И если из публикации Bloomberg можно было сделать вывод, что в основном ограничения коснутся не столько самих стран, сколько зарегистрированных там компаний, помогающих России получать «санкционку», то в недавнем выступлении главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен прозвучало уже совершенно иное.

Глава Еврокомиссии заявила, что в рамках нового пакета Евросоюз в принципе сможет запрещать поставки «подсанкционных» товаров в те страны, которые замечены в том, что перепродают эти товары в Россию. Правда, пока такое решение только обсуждается, а если оно будет принято, то введение подобных ограничительных мер будет возможным только «при наличии неоспоримых доказательств», подчеркнула Урсула фон дер Ляйен.

Впрочем, вряд ли третьи страны после такого захотят рисковать и не прибыль получать, а самим остаться без тех или иных товаров...

Потерянный импорт

Впрочем, кое-какие косвенные факты насчет того, кто и на какую сумму помогает России обходить санкции, у европейского сообщества уже есть.

Издание Financial Times недавно опубликовало данные о международной торговле. Так, например, из товаров двойного назначения на общую сумму около 2 млрд. долларов, отправленных после 24-го февраля 2022-го года в Армению, Казахстан и Кыргызстан транзитом через Россию, до конечной точки дошли только товары на сумму около 1 млрд. долларов. То есть где-то порядка половины грузов «потерялись» по дороге.

Или, например, вот конкретно Литва отчиталась, что после 24-го февраля 2022-го года отправила в Казахстан товаров двойного назначения на общую сумму 84 млн. долларов, однако Казахстан смог подтвердить получение товаров на сумму лишь в 11 млн. долларов. Получается, товары стоимостью 73 млн. долларов до него «почему-то» не доехали...

Казахстан уже подготовился?

С 1-го апреля Казахстан уже запустил систему, которая, по сути, позволяет отслеживать весь товарооборот со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в том числе и с Россией.

Вернее, эту систему, которая предусматривает оформление электронных сопроводительных накладных на товары (СНТ), ввели еще в 2020-м году. Однако до недавнего времени она функционировала в пилотном режиме и распространялась только на отдельные виды товаров — табак, алкоголь, продукция, подлежащая маркировке, и т.п., поясняет Кирилл Латинский, коммерческий директор SOTA Logistic.

А вот полтора месяца назад оформление сопроводительных накладных стало обязательным при всех перемещениях товаров из Казахстана в страны ЕАЭС и наоборот, подчеркивает эксперт.

«При экспорте из Казахстана в страну ЕАЭС компания-продавец заносит товарную партию в раздел «Виртуальный склад» в Информационной системе электронных счетов-фактур (ИА ЭСФ), формирует СНТ и подписывает электронной цифровой подписью», — рассказывает Кирилл Латинский о том, как функционирует система.

«При формировании СНТ указывается детальная информация о транспортировке: реквизиты продавца, покупателя, перевозчика, коды ТН ВЭД, страна происхождения товара, вес (нетто, брутто), количество грузовых мест, инвойсная стоимость и пр. Выписка СНТ осуществляется не позднее дня отгрузки товара. Компания-покупатель видит эту накладную в системе, проверяет ее и подписывает своей ЭЦП», — продолжает он.

При этом Комитет государственных доходов, Таможенный комитет и другие заинтересованные ведомства Казахстана имеют доступ к ИА ЭСФ. Кроме того, сам экземпляр сопроводительной накладной должен быть обязательно распечатан, поскольку его необходимо предъявить на границе. Без бумажной версии СНТ груз в принципе не сможет покинуть территорию Казахстана.

В SOTA Logistic не берутся судить, специально ли систему СНТ перевели в обязательный режим, чтобы в случае чего иметь возможность ограничить транзит санкционных товаров в Россию. 

«Мы смотрим на факты, — подчеркивает Кирилл Латинский. — Например, сегодня уже очевидно, что поставки бытовой техники через территорию Казахстана в Россию значительно усложнились, отечественные импортеры начали перестраивать цепочки поставок».

Об этом говорят и другие представители российского логистического рынка. Они подтверждают, что поставки бытовой техники в Россию через Казахстан действительно усложнились, из-за чего импортеры уже организуют новые маршруты, выбирая, в частности, в качестве страны ввоза Китай или ОАЭ. Правда, такое решение рискует увеличить конечную стоимость продукции на 10-12%.

«На самом деле параллельный импорт через Казахстан и ранее осложнялся несколькими моментами», — отмечают в компании Asia Import Group.

Там поясняют, что поставки через Казахстан обходятся в ряде случаев дороже, чем через некоторые другие государства, поскольку даже при параллельном импорте перед отправкой в Россию необходимо пройти в Казахстане все положенные таможенные процедуры, что требует дополнительных финансовых и временных затрат.

В итоге, Asia Import Group уже прекратила возить грузы через Казахстан. «Сейчас мы чаще прокладываем маршрут через Китай. То есть ищем товары в Европе и решаем вопрос о перевозке их через КНР. Либо зачастую клиенты ищут китайские аналоги известных брендов и просят транспортировать их в Россию», — заключают в компании.