Решение по частной трассе «Меридиан» должны принять в I квартале 2020 года
2 декабря 2019 г.12:53
Автодор
Инвестиционное решение о строительстве первой частной трассы «Меридиан» из Китая через Россию в Европу должно быть принято в первом квартале 2020-го года, однако для него необходим действующий закон о соглашениях о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Об этом, как сообщает ТАСС, журналистам рассказал председатель совета директоров «Русской холдинговой компании» Александр Рязанов.
«В I квартале 2020-го года нужно принять инвестиционные решения, мы надеемся, что к этому времени будет принят соответствующий закон — о СЗПК», — рассказал он в кулуарах форума «Инфраструктурные инициативы бизнеса» в пятницу, 29-го ноября. «Но СЗПК в том виде, в котором он внесен в Госдуму, нам, к сожалению, мало чем помогает», — добавил Александр Рязанов.
Он отметил, что необходима «настройка» механизма СЗПК под инфраструктурные проекты: поскольку проект полностью частный, он не подпадает под механизмы поддержки государственно-частного партнерства (ГЧП) или концессий, пояснил Александр Рязанов.
В поисках инвестора
«Если бы мы договорились о финансировании, мы бы уже начали строить. Это как раз для нас самый главный вопрос — договориться о финансировании и о неких потенциальных гарантиях от имени государства», — отметил Александр Рязанов. Проект ориентируется на привлечение пенсионных фондов РФ, которые могли бы предоставить средства со стоимостью «инфляция плюс что-то небольшое». «Это, наверное, самые долгие и дешевые деньги. Но чтобы пенсионные фонды участвовали, надо, чтобы ЦБ (Центробанк – прим.) разрешил им это делать», — отметил председатель совета директоров «Русской холдинговой компании».
По его словам, проектом «Меридиан» также интересуются иностранные инвесторы и частные банки, консультационную поддержку оказывает ВЭБ.РФ. Но на привлечение средств госкорпорации развития проект пока не рассчитывает.
«У ВЭБ.РФ нет дешевых денег, он должен фондироваться откуда-то. Только, наверное, из государства. А это прямые вложения в уставный капитал банка либо это деньги ФНБ. Если это деньги ФНБ, то недавно была информация, что Правительство сказало, что доходность по ФНБ должна быть не ниже, чем ОФЗ, — а это 6,5%», — пояснил Александр Рязанов. При этом в финансовой модели проекта заложена ставка привлечения средств на уровне «инфляция +3%», что сейчас составляет около 7%. «Если ВЭБ.РФ возьмет под 6,5%, вряд ли он под 7% даст», — отметил глава «Русской холдинговой компании».
Он уточнил, что привлечь средства в проект «Меридиан» можно с помощью синдиката разных инвесторов. «Тут как раз должен быть некий симбиоз между деньгами пенсионных фондов, которые могут быть дешевле «инфляция +2%», например; какие-то деньги зарубежные, какая-то часть от коммерческих банков», — отметил Александр Рязанов.
По его словам, Министерство финансов РФ поддерживает эту идею и сам проект, рассчитывая, что он станет примером в реализации механизмов СЗПК.
Китайский путь
Китайские инвесторы, по данным Александра Рязанова, также интересуются проектом, но занимают выжидательную позицию.
«Буквально на той неделе мы были с ВЭБ.РФ в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Видим большой интерес от крупных государственных китайских строительных компаний, они готовы в этом деле участвовать», — рассказал Александр Рязанов.
Он надеется, что «Меридиан» сможет попасть в список проектов китайской инициативы «Один пояс – один путь», что позволит привлечь финансирование в Китае по более низким ставкам. «Мы бы также хотели, чтобы китайские коллеги сами посчитали трафик и сказали: вот этот трафик мы видим и даже можем его гарантировать, потому что их груз пойдет, — добавил Александр Рязанов. — Не могу сказать, что они отказываются, но пока не могу сказать, что они согласились».
«Конкуренты» проекта
Вместе с тем новая трасса «Москва-Казань», проект строительства которой уже одобрен, может оказаться конкурентом «Меридиана», если будут реализованы планы ее продления до Казахстана. В таком случае на две дороги трафика для окупаемости инвестиций не хватит, говорит Александр Рязанов.
В то же время ранее отмечалось, что маршруты двух трасс не повторяют друг друга, а четких планов по продлению магистрали «Москва-Казань» пока нет. Есть вариант, что к 2030-му году дорогу проложат от Казани до Екатеринбурга, а после (и то далеко не факт) — то ли до Сибири, то ли до Дальнего Востока.
О трассе «Меридиан»
Первая частная трасса из России в Китай «Меридиан» должна пройти по территории восьми регионов, самый протяженный ее участок будет находиться в Саратовской области. Ожидается, что дорога станет частью маршрута «Меридиан» протяженностью 8 445 км, который соединит Западную Европу и Китай через Казахстан, Россию и Беларусь. Длина российского отрезка превысит 2 000 км. Его строительство предварительно оценивается в 594 млрд. рублей.
Трасса будет соответствовать характеристикам высшей технической категории с четырехполосным движением, ее планируют завершить к концу 2024-го года. Дорога будет полностью платной.
Магистраль «Меридиан» включена в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024-го года при условии отсутствия финансирования из федерального бюджета. В июле сообщалось, что Правительство одобрило проект ее строительства.
Прогноз трафика
Трафик «Меридиана», рассчитанный в финансовой модели проекта, в общей сложности может составить порядка 6 тыс. автомобилей в сутки в обе стороны, включая легковые и грузовики. Из общего числа 600 автомобилей — это транзитные, идущие из Китая в Западную Европу.
«По легковым автомобилям мы взяли стоимость проезда примерно 2 рубля за километр — это не такой большой денежный поток. Для грузовых — по-разному, в зависимости от тоннажа и от того, транзитная машина или российская. Стоимость проезда для 12-тонников, как мы сейчас смотрим, — примерно 5-6 рублей за километр. Транзитным машинам мы хотим сделать больше. Мы пока считаем эту модель, варьируем ее разными способами», — добавил Александр Рязанов.