Регулярные беспилотные перевозки, контролируемые удаленно оператором, планируют запустить в 2025 году
22 июня 2021 г.16:30
Российская газета
Российские власти предполагают, что уже в 2025-м году для перевозки грузов и пассажиров (причем вне рамок эксперимента) могут использоваться полностью беспилотные автомобили без водителя за рулем. По крайней мере, недавно Министерство транспорта подготовило проект закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС), который вводит нормы их допуска к дорожному движению. Для вступления документа в силу установлена дата 1-е марта 2025-го года.
Напомним: сейчас в 13 регионах России уже проходит эксперимент по тестированию беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. Однако он разрешает выезд беспилотников только в том случае, если на водительском сидении находится специалист, который контролирует движение транспортного средства и в любой момент может взять управление на себя.
К тестированию полностью беспилотных автомобилей, когда оператор находится удаленно, вне машины, намеревались приступить в текущем году. Для этого, в частности, подготовили изменения в порядок проведения эксперимента, во-первых, предусмотрев, что беспилотник может выезжать на дороги без инженера-испытателя за рулем, во-вторых, расширив его еще на два региона — Мурманскую и Новосибирскую области, а в-третьих, продлив до 1-го марта 2025-го года.
Как ожидается, результаты эксперимента должны стать основой для постепенного внедрения беспилотников уже на постоянной основе. Именно в связи с этим Министерство транспорта сейчас и готовит пакет документов о ВАТС, который как раз таки должен вступить в силу с окончанием эксперимента — с 1-го марта 2025-го года.
Правда, представленный законопроект пока выглядит еще «сырым» (что вполне естественно), хотя и очерчивает уже основные принципы использования полностью автономных беспилотников.
В частности, он устанавливает, что высокоавтоматизированное транспортное средство может быть допущено к движению только после того, как прошло оценку соответствия требованиям безопасности. При этом оно должно быть оснащено такой системой вождения, которая может удаленно активироваться и деактивироваться оператором и при этом исключать какое-либо другое внешнее вмешательство.
Кроме того, предусматривается регулярное обновление программного обеспечения ВАТС, о необходимости которого изготовитель беспилотника обязан сообщить владельцу транспортного средства, а тот, в свою очередь, — установить последние обновления.
Еще одной неотъемлемой системой беспилотного автомобиля должен быть бортовой регистратор, который позволяет осуществлять запись всех данных во время движения с тем, чтобы в случае ДТП они могли раскрыть причину аварии.
Кстати, в случае ДТП, по проекту закона, ответственность будет нести (а значит, и возмещать вред) владелец автоматизированного транспортного средства. Однако если ДТП произошло из-за конструктивных недостатков ВАТС, владелец сможет обратиться с регрессным требованием к изготовителю автомобиля, а тот, в свою очередь, к изготовителю компонентов для ВАТС, если именно их техническая неисправность привела к аварии.
Что еще важно, так это то, что законопроект подчеркивает: полностью автоматизированная система вождения может быть активирована только в среде ее штатной эксплуатации. То есть: если транспортное средство используется именно на предназначенных для них дорогах с необходимой инфраструктурой, а также при соблюдении географических, погодных условий и должного времени суток.
В связи с этим напомним, что первым беспилотным логистическим коридором должна стать платная трасса М-11 «Нева». Министерство транспорта уже подписало соответствующее соглашение сразу с несколькими компаниями, в том числе с ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика», «КамАЗом», а также с такими транспортными компаниями, как «Деловые линии», «ПЭК» и Globaltruck.
Правда, для того чтобы дорога использовалась беспилотниками максимально эффективно, на ней еще необходимо построить обход Твери, проект которого до недавнего времени если и собирались реализовывать, то в отдаленной перспективе.
А без этого участка автомобили вынуждены съезжать на бесплатную трассу М-10 «Россия».
В целом же, как рассчитывают в Министерстве транспорта, к 2030-му году в беспилотные коридоры включат порядка 19,5 тыс. км федеральных трасс.
Что касается подготовки законодательства, то ведомству предстоит еще разработать правила оценки безопасности ВАТС, требования к бортовому регистратору, к автоматизированной системе вождения, к порядку прохождения технического осмотра, определить особенности перевозки грузов и пассажиров беспилотными автомобилями и пр. Все эти документы рассчитывают принять не позднее апреля 2025-го года.