Проект строительства первой железной дороги в Тыве могут переориентировать на Монголию и Китай

15 июня 2022 г.09:32

Проект первой железной дороги в Тыве переориентируют на Монголию и Китай

pixabay.com

Планируемая железная дорога «Кызыл-Курагино», которая должна стать первой железной дорогой в Тыве и соединить республику с Красноярским краем, может быть переориентирована на грузовые перевозки в Китай и Монголию. Об этом ТАСС сообщил генеральный директор «Корпорации развития Енисейской Сибири» Сергей Ладыженко. Таким образом, проект, который в прошлом году в очередной раз поставили на паузу, может возобновиться на фоне санкций и необходимости выстраивания новых логистических маршрутов.

Напомним: проект железной дороги «Кызыл-Курагино» пытались реализовать еще в 2011-м году. Тогда в ознаменование начала работ проложили около 1 км путей, однако из-за недостатка финансирования к непосредственному строительству так и не приступили.

Вернулись к проекту в 2019-м году, решив строить его по концессии. Соответствующее соглашение было подписано между Росжелдором и «ТЭПК «Кызыл-Курагино»». Однако в прошлом году по поручению Правительства РФ концессию приостановили на срок до пяти лет.

Вообще, изначально железная дорога «Кызыл-Курагино» планировалась в свете полноценной разработки Элегестского угольного месторождения. Предполагалось, что в перспективе она выйдет на Транссибирскую железнодорожную магистраль (Транссиб). Но на фоне санкций и поиска новых логистических маршрутов глава Тывы Владислав Ховалыг в апреле этого года предложил возобновить проект, переориентировав его на Китай и Монголию.

«Если рассматривать ее (железную дорогу «Кызыл-Курагино» – прим.) не как технологическую дорогу для вывоза угля, а как транзитный коридор для продвижения экономики России на Восток, в Монголию и Китай, то проект имеет очень неплохие перспективы», — тогда отмечал он.

По словам главы республики, на тот момент он уже довел такую позицию до руководства страны.

«К проекту вернулось пристальное внимание, — рассказал сейчас ТАСС генеральный директор «Корпорации развития Енисейской Сибири» Сергей Ладыженко. — Мы видим интерес со стороны федеральных органов власти, у нас активно включились Красноярский край, Тыва и даже Хакасия. Мы считаем, что у проекта все шансы вернутся в тот график, который планировался изначально. Но уже с другими акцентами — с перспективами выхода не на Транссиб из Тывы, а с перспективами выхода на Монголию и Китай».

«Он (проект железной дороги – прим.) должен быть развернут в другую сторону», — подчеркнул собеседник агентства, добавив, что сейчас ведутся концептуальные разработки проекта.

При этом, однако Сергей Ладыженко затруднился сказать, когда может быть возобновлено строительство, уточнив, что прежде требуется новое технико-экономическое и финансовое обоснование проекта. «И только потом можно говорить о сроках [возобновления строительства], но это точно не проект ближайшего времени, это проект среднесрочной перспективы, но очень важный», — заключил он.

О дороге «Кызыл-Курагино»

В целом, по изначальному проекту, протяженность железнодорожной линии «Элегест-Кызыл-Курагино» должна составить около 410 км, из которых 290 км пройдут по территории Красноярского края, а 120 км — по территории Тывы. Строительство должно вестись в гористой местности, что потребует прокладки восьми тоннелей общей длиной 11 км и возведения 127 мостов общей протяженностью около 16 км.

Предполагалось, что ветка сможет пропускать 19 пар поездов в сутки, объем грузоперевозок достигнет порядка 15 млн. тонн в год. При этом пассажирского сообщения на железной дороге не предусматривалось. Движение поездов должно будет осуществляться на тепловозной тяге.

В апреле 2019-го года, когда было подписано концессионное соглашение, инвестиции в проект оценивались в 126,6 млрд. рублей, а срок строительства — в 4,5 года.

Проект «Енисейская Сибирь», объединяющий Хакасию, Тыву и Красноярский край, был инициирован в конце 2017-го года. В феврале 2018-го года идею поддержал президент Владимир Путин. В апреле того же года регионы подписали соглашение о сотрудничестве в рамках программы.