Потери бюджета от демпфера за три года превысят 400 млрд. рублей

2 октября 2019 г.15:17

Потери бюджета от демпфера за три года превысят 400 млрд. рублей

Пресс-служба ПАО «Газпром»

Выпадающие доходы бюджета РФ от демпфера (компенсационный механизм для нефтеперерабатывающей отрасли) в 2020-2022 годах прогнозируются в размере 417 млрд. рублей. Об этом, как отмечает ТАСС, говорится в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2020-й год и на плановый период 2021-го и 2022-го годов.

В частности, в 2020-м году на компенсацию нефтяным компаниям недополученных доходов потребуется, по предварительным оценкам, порядка 180,258 млрд. рублей, в 2021-м году — 118,388 млрд. рублей, в 2022-м — 118,311 млрд. рублей.

Вместе с тем реальная цифра, как пояснил ТАСС глава Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Алексей Сазанов, будет напрямую зависеть «от цены нефти в моменте». Ранее в министерстве отмечали, что объем возможных выпадающих доходов бюджета от корректировки демпфера может составить от 60 млрд. до 200 млрд. рублей в год.

Демпфирующий механизм, напомним, был введен в действие 1-го января 2019-го года вместе с обновленным «налоговым маневром». Последний предусматривает обнуление к 2025-му году экспортных пошлин на нефть, в связи с чем понадобился инструмент, который повысил бы привлекательность более «налогоемких» внутренних продаж.

Необходимость его разработки стала особенно очевидной после топливного кризиса весной прошлого года, когда на фоне подорожания нефти и снижения экспортных пошлин нефтяные компании, усилив экспорт, создали дефицит на внутреннем рынке, что, в свою очередь, вызвало рост цен на бензин и дизель. По данным Росстата, стоимость бензина в течение прошлого года увеличилась на 11%, дизельного топлива — на 17%.

Чтобы предотвратить дальнейший рост цен, Правительство разработало специальный инструмент — демпфирующий механизм, который предполагает компенсацию нефтяным компаниям доходов, недополученных из-за приоритетных поставок нефтепродуктов не на экспорт, а на внутренний рынок.

Однако в начале этого года механизм не смог до конца выполнить свою функцию: в течение двух первых месяцев компании потеряли порядка 50 млрд. рублей.

С 1-го июля этого года формула демпфера была пересмотрена. В частности, коэффициент компенсаций по бензину увеличили с 60% до 75%, по дизельному топливу — с 60% до 70% (со следующего года он снизится до 68% и 65% соответственно). Условную внутреннюю цену (разница между экспортной ценой и условной внутренней как раз таки и используется для расчета компенсаций) для бензина снизили с 56 тыс. до 51 тыс. рублей за тонну, для дизельного топлива — с 50 тыс. до 46 тыс. рублей за тонну.

В свою очередь, чтобы восполнить потери бюджета от увеличенных выплат нефтяникам, расширили понятие «средние дистилляты» (включили, например, в них газойль и мазут, которые теперь тоже будут облагаться акцизами) и повысили ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).