Пока не на весь год: порядок грузовых перевозок с перецепкой/перегрузкой в приграничной зоне России оставят в силе до конца июня 2023 года

15 декабря 2022 г.09:30

Ограничения для грузовиков из ЕС продлят пока только на полгода

Росавтодор

Ограничения на въезд грузовиков из стран ЕС на территорию РФ, что на практике означает необходимость выполнять перецепку/перегрузку в приграничной зоне России, планируют продлить до 30-го июня 2023-го года. По крайней мере, такую дату называют в редакции РБК со ссылкой на свои источники в федеральном Министерстве транспорта. Впрочем, то, как долго будет длиться новый порядок перевозок с ЕС, в большей степени зависит от срока действия санкций Евросоюза: как только санкции снимут — снимут и ограничения для грузовиков из ЕС.

Поскольку ограничения для грузовиков из ЕС ввели именно в ответ на санкции, которые еще в апреле запретили грузовикам, зарегистрированным в России, въезжать на территорию Евросоюза даже для транзитной перевозки.

Правда, после апреля в Правительстве РФ на протяжении полугода еще думали над ответными мерами, опасаясь, что они сорвут поставки жизненной важной продукции в страну, для которой пока не найдены местные производители или поставщики из «дружественных» стран, а также вызовут удорожание товаров.

Решение о введении ограничений было принято только в начале октября, а вступили они в силу, повторив, в принципе, белорусский сценарий, с 10-го октября.

Единственное: в отличие от схемы, применяемой в Беларуси, в России действует куда как более широкий перечень исключений — тех грузов, которые перевозчик из ЕС может довозить по территории РФ непосредственно до пункта назначения. Товары же, которые в этот список не входят (а всего он включает почти 60 позиций), необходимо перегружать или перецеплять на границе.

Официально планировалось, что ограничения продлятся до конца текущего года, однако на самом деле изначально было понятно, что их будут продлевать до тех пор, пока не снимут запрещающие санкции ЕС. А на то, что санкции ЕС в ближайшее время могут быть сняты, в российской политике ничего не указывает.

Уже несколько недель назад со слов вице-премьера Андрея Белоусова стало известно, что приграничный характер грузовых перевозок с ЕС действительно продлят на 2023-й год, а сейчас вот в РБК со ссылкой на свои источники в Министерстве транспорта уточняют, что пока продлят только на полгода — до 1-го июля 2023-го года.

В комментариях РБК заместитель генерального директора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Евгений Антипов поддержал такое решение федеральных властей. Оно и понятно: если в России не будут действовать свои ответные меры, российские перевозчики на европейском направлении останутся практически полностью без работы. Поскольку в ситуации, когда они не могут заезжать на территорию ЕС, а перевозчики из ЕС могут свободно перемещаться по территории России, именно под контролем последних (особенно из Польши и Литвы) будет находиться рынок, на фоне чего они смогут диктовать свои условия и главным образом свои тарифы.

В то же время российские перевозчики по-разному оценивают то, как должны действовать ограничения для европейских транспортных компаний.

Так, например, в комментариях РБК президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев подчеркнул, что необходимо, чтобы с продлением ограничений ничего не изменилось в отношении списка товаров, которые можно свободно провозить по территории России без перецепки/перегрузки на границе. То есть: чтобы этот список оставался таким же обширным.

Однако некоторые перевозчики, наоборот, считают, что перечень исключений слишком большой и его не мешало бы уменьшить. По словам руководителя отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России Евгения Дятлова, «только 10% фур от ежедневного грузопотока заезжают на склады временного хранения для перегрузки, перецепки и таможенной очистки». Остальные спокойно доезжают до пункта назначения, оставляя за собой таким образом тот объем работы, который при сокращенных исключениях перешел бы к российским перевозчикам.

В то же время представители российского рынка подчеркивают, что вносить много измений в действующий порядок тоже нельзя.

«Нам необходимы две вещи. Первое — время. Подобные процессы не организовываются за сутки, количество партнерских связей и логистических цепочек растет со временем, новым процедурам надо дать время «прижиться», частые изменения нормативных документов тут идут во вред. С другой стороны, важна гибкость и чуткость со стороны регулятора. Например, список товаров-исключений, которые иностранные перевозчики по-прежнему могут доставлять вглубь страны, сегодня неоправданно большой, и его сокращение напрямую влияет на эффективность принятого встречного запрета. Вот посередине между этими двумя противоречащими друг друг принципами и надо нащупать разумный баланс», — заключает генеральный директор «Рустранс-Спедишн» Кондратий Гайкевич.

Постановление Правительства РФ с продлением ограничений для перевозчиков из ЕС должны принять до конца текущего года, иначе с началом нового года на границе возникнет неразбериха.