Поддерживаем отечественную сборку: утилизационный сбор на тягачи подняли на 66%
2 января 2020 г.10:00
ПАО «КамАЗ»
С 1-го января 2020-го года существенно (в сегменте легковых автомобилей — в 2 раза) подняли ставки утилизационного сбора. Компании, имеющие производство в России и подписавшие специальный инвестиционный контракт (СПИК), могут рассчитывать на компенсации из федерального бюджета. Однако получить они могут не полное, а частичное возмещение потерь. Есть риск, что остальную часть расходов производители переложат в стоимость автомобилей, цены на которые с нового года и без того традиционно растут.
Если в сегменте легковых автомобилей рост утилизационного сбора стал более чем двукратным (на автомобили мощностью от 3,5 литров — на 146%, мощностью от 3 до 3,5 литров — на 126,5%, от 2 до 3 литров — на 123,5%, от 1 до 2 литров — на 112%), то для грузовиков ставки подняли не столь значительно.
Максимальным стало повышение сбора на седельные тягачи от 12 до 20 тонн — на 66,8%. Для остальных видов техники ставки увеличили в пределах 20% или чуть более того: на тягачи массой от 20 до 50 тонн — на 21,5%, на рефрижераторы — на 21,1%. При этом на грузовики массой от 5 до 8 тонн размер утилизационного сбора остался прежним.
Вместе с тем именно тягачи являются наиболее востребованным для перевозчиков видом грузовой техники, и именно они составляют основную часть автопарка крупных компаний.
Повышение утилизационного сбора для них в чистом виде дает прибавку в цене как минимум на 360 тыс. рублей.
Правда, производители вряд ли будут в полной мере переносить нагрузку на потребителя, тем более что тем, кто подписали СПИК, уплату сбора компенсируют из бюджета.
Компенсируют, но частично
Одной из мер государственной поддержки, на которую рассчитывали подписавшие СПИК, должны были стать федеральные субсидии, являющиеся, по сути, возмещением расходов, связанных с уплатой утилизационного сбора.
Компании взамен брали на себя обязательства увеличивать локализацию производства своих автомобилей на территории России.
Однако в конце прошлого года стало известно, что наличие подписанного СПИК не означает выплату субсидий в полном размере. Размер компенсаций утилизационного сбора будет зависеть от степени локализации производства конкретной марки.
И если еще в этом году 50% средств, потраченных на уплату сбора, из бюджета точно возместят, то в 2022-м году размер гарантированных выплат составит ровно 0%.
Сколько компания получит из оставшихся 50% (а с 2022-го года — со всех 100%), определят в соответствии с тем, сколько действий по производству автомобиля осуществляется на территории России и сколько в нем (в автомобиле) российских компонентов. Расчет будут вести по каждой модели отдельно по балльной системе: сборка двигателя внутреннего сгорания — +25 баллов, использование заготовок блоков цилиндра российского производства — +95 баллов, сборка механической коробки передач и сцепления — +30 баллов, использование заготовок валов и шестерен российского производства — +300 баллов и т.п.
При этом с каждым годом для полного возмещения утилизационного сбора компаниям необходимо будет наращивать локализацию и тем самым увеличивать количество баллов.
Если в 2020-м и 2021-м годах производители грузовых автомобилей должны набрать 1 500 баллов для того, чтобы им компенсировали весь объем уплаченного сбора, то в 2022-м — 2 000, в 2025-м — 3 551, а в 2028-м — 5 100 баллов.
В сегменте легковых автомобилей начальной, в 2020-м и 2021-м годах, тоже является сумма в 1 500 баллов, к 2028-му году она увеличится до 5 400.
Для сравнения: сборка и окраска, осуществление которых и было достаточным условием для подписания СПИК, в сумме дают 900 баллов.
В Министерстве промышленности и торговли подсчитали, что «КамАЗ» нового поколения К5 уже имеет 2 900 баллов, Mercedes-Benz Actros, который производится на СП «Даймлер КамАЗ», — 1 500 баллов.
В целом, в этом году производители еще могут рассчитывать если не на полный, то на значительный объем компенсаций (их, кстати, начнут выплачивать в апреле), однако в последующем при низких темпах повышения локализации размер субсидий будет снижаться, а утилизационный сбор все больше проявляться в цене автомобиля. При этом эксперты отмечают, что из-за новых требований к локализации некоторым компаниям придется отложить выпуск новых моделей, особенно в сегменте легковых премиальных автомобилей.
Естественно, концерны, которые не заключили СПИК, никаких субсидий из федерального бюджета не получат. К таковым, например, относятся MAN и Scania, которые входят в топ-5 популярных марок в России.
Утилизационный сбор как защита рынка
Утилизационный сбор был введен в России в 2012-м году аккурат после того, как страна вступила во Всемирную торговую организацию и должна была снизить пошлины на автомобили.
Он, по сути, взял на себя их функцию: поскольку отечественным производителям его практически в полном объеме компенсировали (а до 2014-го года сбором вообще облагались только импортеры), стал не возмещением тех расходов, которые государство несет в связи с утилизацией автомобиля, а защитой внутреннего рынка.
Повышение утилизационного сбора в этом году стало третьим по счету: в 2016-м году его подняли, в среднем, на 65%, в 2018-м, примерно полтора года назад, — до 90%.
Таким образом, через очередное повышение и новые правила распределения субсидий Правительство стремится сделать так, чтобы зарубежные концерны максимально сосредоточили свое производство на территории России.