Компенсация утилизационного сбора для автопроизводителей будет зависеть от степени локализации производства
17 декабря 2019 г.12:02
Пресс-служба ПАО «КамАЗ»
Промышленные субсидии для автопроизводителей, которые, по сути, должны компенсировать уплату утилизационного сбора, будут зависеть от уровня локализации производства конкретного типа автомобиля в России. Соответствующее решение Правительства, как отмечает ТАСС, озвучил вице-премьер РФ Дмитрий Козак на встрече с представителями автоконцернов.
При этом, как уточнил официальный представитель Дмитрия Козака Илья Джус, правила распределения субсидий в соответствии с уровнем локализации по каждому типу транспортных средств Министерство промышленности и торговли еще должно доработать.
«Предусмотрен переходный период для компаний, подписавших СПИК (специальный инвестиционный контракт – прим.)», — уточнил Илья Джус.
С 1-го января 2020-го года, напомним, ставки утилизационного сбора будут повышены: для некоторых категорий легковых автомобилей (мощностью от 3,5 литра) ожидается увеличение на 145%, в сегменте грузовых автомобилей максимальным будет рост ставок на седельные тягачи от 12 до 20 тонн — на 66,8%.
При этом компаниям, производство которых находится на территории России, уплата утилизационного сбора будет компенсироваться из бюджета. Единственное: на нее могут претендовать лишь те концерны, которые подписали специальный инвестиционный контракт (СПИК) с Министерством промышленности и торговли, взяв на себя тем самым обязательства по углублению производства в РФ.
До недавнего времени Правительство продолжало обсуждать с автопроизводителями схему распределения промышленных субсидий. Единую позицию по вопросу компенсации утилизационного сбора должны были выработать до конца 2019-го года.
Изначально на рассмотрение компаний была вынесена сформированная Правительством концепция, в соответствии с которой предполагалось, что концернам, подписавшим СПИК, точно компенсируют 60% затрат, понесенных из-за уплаты утилизационного сбора. Остальные 40% выплат будут дифференцированными — зависящими от объема локализации производства в России.
Вместе с тем по новой схеме, по данным «Коммерсанта», в 2020-м году компаниям гарантированно вернут только 50% расходов, в последующем лимит гарантированных выплат будет снижаться: в 2021-м году — до 25%, в 2022-м — до 0%.
То есть: с 2022-го года размер субсидий будет полностью зависеть от того, насколько локализовано в России производство того или иного типа автомобиля. Подсчет компенсаций будут осуществлять по балльной системе, прописанной в Постановлении Правительства №719 от 17.07.2015 г. Для того чтобы претендовать на все 100% субсидий, необходимо набрать 4 тыс. баллов.
Для сравнения: сварка и окраска (минимальные условия, при соблюдении которых компания могла заключить СПИК) — это 900 баллов.
Утилизационный сбор был введен в России в 2012-м году одновременно со вступлением страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). На фоне снижения ввозных пошлин на автомобили он, по сути, взял на себя их функцию — защиту внутреннего рынка: почти все российские автосборочные заводы получают субсидии, сопоставимые с размером сбора.
В 2016-м году утилизационный сбор был проиндексирован на 65%. В 2018-м году — в среднем на 15%, однако по некоторым позициям рост достиг 90%.