Перевозчики все чаще сталкиваются с задержками в оплате услуг

10 июля 2025 г.10:31

Перевозчики все чаще сталкиваются с задержками в оплате услуг

Росавтодор

Транспортные компании столкнулись с трехкратным увеличением сроков оплаты услуг по сравнению с прошлым годом. Чтобы избежать кассовых разрывов, перевозчики привлекают займы, однако повышение ключевой ставки и ужесточение факторинга усложнило этот процесс. В результате, оборачиваемость денежных средств у многих участников рынка выросла вдвое. На фоне снижения объемов перевозок и тарифов это может привести к задержкам зарплат, проблемам с лизинговыми и кредитными платежами, а также к новой волне банкротств уже в III квартале 2025-го года. Об этом говорится в обзоре ассоциации «АвтоГрузЭкс» и «ПЭК», подготовленном совместно с «ГЛТ», «Байкал-Сервис», «Никотранс» и «ГПР-Логистика».

Средний период отсрочки платежей, которую клиенты запрашивают у перевозчиков по договорам транспортных услуг, за январь-май увеличился в три раза год к году — до 30 банковских дней, рассказывает президент ассоциации «Автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов» («АвтоГрузЭкс») Вадим Филатов.

Более 98% договоров грузовых перевозок в России оформляется по предоплате, добавляет генеральный директор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев. Максимальную отсрочку платежа, как правило, запрашивают крупные производители и ритейлеры.

Поставщикам торговых сетей и маркетплейсов она помогает соблюдать сроки доставок и снижать количество расхождений при авизации — сверке товара в базе данных с его фактическим наличием на складах и полках, поясняет заместитель генерального директора ООО «Байкал-Сервис ТК» Александр Зарецкий.

При этом в компании также наблюдают увеличение средних сроков оплаты среди крупных клиентов с оборотом свыше 500 млн. рублей в год.

«Чем выше выручка, тем обычно сильнее расходная нагрузка компаний. Часто из-за договорных обязательств такие заказчики вынуждены работать с подрядчиками по отсрочке платежа», — уточняет Александр Зарецкий.

По словам директора компании «Никотранс» Дмитрия Шляхова, с начала года клиенты все чаще нарушают условия договоров, оплачивая перевозку с задержкой или и вовсе уклоняясь от проведения платежей. «Только за I квартал мы подготовили больше претензий по просроченным платежам, чем за весь 2024-й год», — говорит он.

Участники рынка отмечают, что рост отсрочек платежей также во многом связан с длительной процедурой обмена бумажными транспортными документами, подтверждающими оказание услуг: стандартный процесс занимает 7-10 дней, а при необходимости внесения исправлений может растянуться на месяц и более.

Правда, эту проблему должен решить обязательный переход на электронные транспортные накладные, который, в соответствии с принятым законом, запланирован на 1-е сентября 2026-го года.

Оборотный капитал любой ценой

В результате, перевозчики стремятся пересмотреть сроки платежей, сократив максимальный период их проведения до 5-15 банковских дней, однако это не всегда удается.

Чтобы снизить риск кассовых разрывов, компании корректируют клиентский портфель в пользу заказчиков с долгосрочными контрактами, регулярно оплачивающих перевозки по фиксированному графику, отмечает Дмитрий Иевлев.

Иногда перевозчики привлекают займы для пополнения оборотных средств. Согласно данным ГК «ГЛТ», текущие ставки по таким кредитам составляют 24-25% годовых на срок 1-3 года — конкретные условия зависят от параметров кредитования.

Фактически же ежемесячная банковская комиссия достигает в среднем 2,5-3% от общей суммы, тогда как год назад она не превышала 1,5-2%, уточняет Дмитрий Шляхов.

При этом он подчеркивает, что на данный момент перевозчики не могут покрывать банковские проценты за счет маржинальности, так как тарифы на услуги существенно снизились: индекс ATI.su, отражающий уровень ставок, упал на 6,5% в годовом выражении, составив 1 581 пунктов на 25-е июня.

Кроме того, добавляет Дмитрий Шляхов, банки ужесточили требования к заемщикам: в качестве залога теперь чаще выступает имущество не только компании, но и собственников.

В этих условиях растет популярность факторинга — продажи дебиторской задолженности третьим лицам. «Такая модель подходит перевозчикам с подтвержденной платежеспособностью, в том числе без просроченных кредитных и лизинговых платежей», — поясняет руководитель «ГПР-Логистика» Николай Кочнев.

Он отмечает, что сложности с кредитованием вынуждают перевозчиков наращивать оборотные средства за счет демпинга тарифов и продажи техники по заниженным ценам — в среднем, за треть от первоначальной стоимости.

«Увеличение срока оплаты уже стало причиной повышения оборачиваемости денежных средств многих перевозчиков в два раза — до 40 дней. В условиях сниженных объемов и тарифов на рынке это может привести к еще большим сложностям при выплате зарплат, лизинговых, кредитных и других платежей, а также к новой волне банкротств уже в III квартале 2025-го года», — заключает Вадим Филатов.