Ограничения для европейских перевозчиков: продлили до конца года, сократили перечень исключений, ввели полный запрет для польских фур

3 июля 2023 г.11:38

Ограничения для европейских перевозчиков продлили до конца 2023 года

Росавтодор

Правительство РФ еще на полгода, до 30-го декабря 2023-го года, продлило общий запрет для автомобильных грузоперевозчиков из стран ЕС въезжать на территорию России. Соответствующий документ был официально опубликован в пятницу, 30-го июня. При этом перечень товаров-исключений, которые европейским перевозчикам можно доставлять непосредственно вглубь РФ, в целом сохранили, но немного сократили, а для транспортных средств, зарегистрированных в Польше, в принципе убрали даже эту возможность.

Напомним: на данный момент между Россией и странами ЕС действует взаимный запрет на въезд грузовых автомобилей, из-за чего автомобильные грузоперевозки на этом направлении выполняются по схеме перецепки/перегрузки в приграничной зоне РФ.

Правда, Россия свой запрет изначально ввела временно и теперь каждый раз его продлевает. До недавнего времени запрет официально действовал до 30-го июня 2023-го года. Однако теперь Правительство РФ продлило его еще на полгода, до 30-го декабря 2023-го года.

Таким образом, еще как минимум до 30-го декабря 2023-го года грузовые автомобильные перевозки между Россией и странами ЕС, а также Норвегией, Великобританией и Украиной будут выполняться по схеме перецепки/перегрузки на границе.

При этом условия для выполнения перецепки/перегрузки расширились

Если прежде перечень исключений включал в себя 40 групп товаров, которые европейским перевозчикам можно было доставлять непосредственно до пункта назначения на территории России, то теперь его сократили до 29 наименований товаров. То есть: теперь существует меньше вариантов, при которых перевозчики из ЕС могут заехать вглубь России, а это значит, что у российских перевозчиков, наоборот, увеличивается объем работы, когда они могут «подхватить» груз на границе и отвезти его дальше в регионы РФ.

Так, в частности, из перечня исключений убрали пищевые жиры и масла; продукты переработки овощей, фруктов и орехов; краски, лаки, чернила, тушь и пр. красильные вещества; эфирные масла и резиноиды; ядерные реакторы и котлы; электрические машины и оборудование; звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аппаратуру; средства наземного транспорта и др.

При этом, как видно, список исключений сократили еще и потому, что накануне в результате нового пакета санкций ЕС некоторые из этих товаров в принципе запретили перевозить транзитом из РФ, а некоторые запретили поставлять в Россию (как, например, новые и подержанные машины с объемом двигателя более 1,9 литра, электромобили и гибриды).

Вместе с тем одновременно перечень общих исключений расширили. А именно: если прежде запрет на въезд европейских перевозчиков никак не касался почтовых отправлений, дипломатической почты и гуманитарной помощи, то теперь возможности свободного передвижения по территории России предусмотрели еще и в следующих случаях.

1. Если с помощью европейских перевозчиков с территории России вывозятся грузы для обеспечения деятельности российских организаций на острове Шпицберген (на нем, напомним, разрешается совместное присутствие России и Норвегии).

2. Если в Россию доставляются готовые лекарственные средства, медицинские изделия и материалы для их производства.

3. Если перевозятся товары, классифицируемые в рамках Группы 30 ТН ВЭД (фармацевтическая продукция) или Группы 90 ТН ФЭД (оптические, фотографические, кинематографические, измерительные и пр. инструменты и аппараты, медицинские и хирургические изделия).

4. Если выполняются перевозки крови, органов и тканей человека.

Отдельные правила для польских фур

Грузовым транспортным средствам, зарегистрированным в Польше, въезд в Россию запретили даже в рамках того перечня из 29 наименований товаров, о котором говорилось выше. Впрочем, это было вполне ожидаемо. Соответствующее предложение российские депутаты приняли еще в конце мая.

Правда, что важно, как можно понять из постановления, польским грузовикам перевозки по территории России запрещены не полностью. Они все равно могут проехать далее приграничной зоны РФ, если речь идет о доставке лекарственных средств, медицинских изделий, почты, гуманитарной помощи и т.п.

Расширили и сократили районы для перецепки/перегрузки

Из нововведений можно еще отметить то, что из территорий, где могут располагаться терминалы для перецепки и перегрузки (то есть куда могут доезжать европейские перевозчики), исключили Санкт-Петербург.

При этом, однако, к таким территориям добавили Псковский район.

Напомним также, что в результате последнего пакета санкций ЕС с 24-го июня российские прицепы и полуприцепы нельзя ввозить в страны Евросоюза, хотя прежде они могли использоваться для перевозки товаров по территории Союза. Это, в частности, сужает возможности перецепки и делает более доступной схему перегрузки, которая требует больше времени и больше финансовых расходов.