На топливном рынке снова опасно: оптовые цены на бензин пошли вверх

20 августа 2018 г.19:39

На топливном рынке снова опасно: оптовые цены на бензин пошли вверх

Оптовые цены на бензин снова устремились вверх. За неделю с 10-го по 17-е августа рост оптовых цен на бензин АИ-92 составил 6,72%, до 46,137 тыс. рублей за тонну, на АИ-95 — 7,4%, до 49,4 тыс. рублей за тонну, сообщает издание РБК. Последний раз рост оптовых цен был зафиксирован в мае.

Напомним: в конце мая оптовые цены на бензин достигли своего пика и даже превышали розничные. Розничные цены тоже росли: только за май они прибавили 5,5%, а с начала года — больше 7%.

Непростая ситуация на топливном рынке была вызвана увеличением внешних поставок нефти в ущерб внутренним: из-за резкого подорожания нефти на фоне проведения т.н. «налогового маневра» (он подразумевает снижение экспортной пошлины) и ослабления рубля экспорт для нефтяных компаний стал в разы прибыльнее.

Чтобы остановить рост цен, Правительство предприняло экстренные меры. Во-первых, пошло на снижение акцизов на топливо (несмотря на то, что в июле было запланировано их очередное повышение), а во-вторых, «попросило» нефтяные компании «заморозить» розничные цены на своих АЗС и на 3% увеличить предложение на бирже. В случае «непослушания» Правительство пригрозило поднять экспортную пошлину на нефть вплоть до 90% (соответствующий закон был подписан Президентом в июле этого года).

Тот факт, что оптовые цены на бензин вновь начали расти, считают эксперты, может говорить о том, что нефтяные компании не сдержали своих обещаний и уменьшили поставки на внутренний рынок. Для этого, как отмечается, есть экономические основания: из-за роста курса доллара и ослабления российского рубля (13-го августа курс доллара к рублю достиг двухлетнего максимума, «пробив» планку в 68 рублей) возросшая доходность продаж нефти в пересчете на рубли вновь сделала экспорт более привлекательным.

Так, объем продаж АИ-95, по данным РБК, за неделю снизился в 1,5 раза — с 8,7 тыс. до 6 тыс. тонн.

Уменьшение свободного предложения на рынке и, как следствие, рост оптовых цен, связано также с традиционным периодом ремонтных работ на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). К плановому осеннему ремонту, как рассказали изданию РБК два независимых трейдера, готовятся несколько предприятий — «Газпром нефтехим Салават», принадлежащие «Башнефти» «Уфанефтехим» и Уфимский НПЗ и два завода «Роснефти». В преддверии их закрытия независимые АЗС начали увеличивать запасы, что, с свою очередь, тоже спровоцировало дефицит на топливном рынке.

Для решения ситуации, как отмечают эксперты, необходимо увеличивать продажи топлива на бирже. Если этого не будет сделано, вслед за оптовыми начнут расти и мелкооптовые цены, из значений которых формируется закупочная цена топлива для АЗС, а следовательно — и стоимость топлива на заправках.

Эксперты прогнозируют, что в случае ухудшения ситуации в течение месяца розничная цена на бензин может «перешагнуть» отметку в 54 рубля за литр.

К этому стоит добавить, что независимые АЗС и так из последних сил сдерживают рост цен. Май-июнь они отработали с нулевой и даже с отрицательной доходностью. После того как Правительство вмешалось, попросив «заморозить» розничные цены и увеличить поставки на внутренний рынок, независимые АЗС смогли выйти на минимальную доходность, однако компенсировать понесенные потери им в полной мере не удалось. Очередной виток сдерживания цен может привести к массовому закрытию независимых АЗС и, как следствие, к дефициту топлива на розничном рынке.

Независимый топливный союз отмечает, что запаса прочности у ряда независимых АЗС осталось на 2-3 месяца.