Места на паром расписаны до начала июля: АСМАП просит оказать поддержку перевозчикам из Калининградской области
20 марта 2023 г.12:42
Пресс-служба Правительства Калининградской области
Ассоциация международных автомобильных перевозчиков России (АСМАП) обратилась к помощнику президента РФ Игорю Левитину с просьбой оказать поддержку автомобильным перевозчикам из Калининградской области. В письме, направленном в Администрацию, подчеркивается, что в условиях санкций ЕС доходы транспортных компаний региона упали в 7-10 раз. При этом из-за действующих ограничений одним из основных способов доставки товаров в отдаленный регион России автомобильным транспортом сейчас являются паромные линии, однако туда не прорваться, поскольку места на них расписаны уже на несколько месяцев вперед.
Именно калининградские автомобильные перевозчики больше всех остальных в России пострадали от введения санкций ЕС, поскольку основными направлениями их работы как раз таки являлись страны Евросоюза, въезд на территорию которых с апреля прошлого года для них запрещен.
Выполнять свободно перевозки в других российских регионах и со странами ЕАЭС многие транспортные компании тоже не могут, так как прежде они ввозили грузовики с т.н. «растаможкой на область», что, с одной стороны, давало им льготные условия (отсутствие таможенных пошлин, налогов и уплаты утилизационного сбора), однако с другой — привязывало их к работе исключительно на Калининградскую область.
Чтобы «отвязаться» от своего региона и иметь возможность осуществлять перевозки с другими регионами России не только в сообщении со своей Калининградской областью, им необходимо уплатить все необходимые сборы. Вот только, как отмечается в письме от АСМАП, «общая сумма указанных платежей существенно превышает текущую рыночную стоимость самих автотранспортных средств, что делает смену таможенной процедуры экономически невыгодной».
При этом непосредственные перевозки между Калининградской областью и остальными регионами России для калининградских компаний тоже значительно ограничены: по территории Литвы, через которую и идет грузовой поток, допускается транзит только тех товаров, которые не находятся под санкциями ЕС. Автомобильный транзит санкционных товаров через Литву полностью запрещен.
Как следствие, указывается в письме, «объем перевозок в направлении с Калининградской областью к настоящему времени сократился на 85-90% по сравнению с периодом до принятия санкций».
В таких условиях чуть ли не единственным вариантом доставки грузов в регион автомобильным транспортом (а в отношении санкционных грузов — единственным) является паромное сообщение с Ленинградской областью. Вот только и тут калининградские перевозчики сталкиваются с определенными сложностями.
«Провозные возможности действующих паромных линий для перевозки автотранспортных средств являются явно недостаточными, что приводит к огромным очередям в ожидании парома», — говорится в письме.
Так, например, по данным АСМАП, средний срок ожидания перевозки на пароме составляет три месяца, а на паром сообщением «Балтийск – Усть-Луга» места уже расписаны до 1-го июля 2023-го года. Таким образом, на этот паром бронирование мест сейчас в принципе прекращено.
При этом и само бронирование требует немалых дополнительных расходов. «Отсутствие понятного и прозрачного порядка при бронировании мест на паромных линиях вызывает у автоперевозчиков множество вопросов и приводит к злоупотреблениям со стороны операторов морских линий, а также экспедиторских компаний (продажа очереди на паром составляет до 100 тыс. рублей)», — указывается в письме.
В итоге, как подчеркивают в АСМАП, из-за всех этих ограничений доходы автотранспортных предприятий Калининградской области упали в 7-10 раз, а многие перевозчики вообще были вынуждены полностью остановить свою деятельностью.
Как помочь перевозчикам из Калининграда?
В своем письме, направленном в Администрацию президента РФ, АСМАП предлагает несколько конкретных мер, которые должны ослабить для калининградских перевозчиков действие санкций ЕС.
Так, во-первых, Ассоциация просит способствовать развитию паромного сообщения с регионом, причем на понятных условиях. То есть: не только обеспечить линии дополнительными паромами (не менее двух паромов для автотранспорта), но и разработать открытый и прозрачный порядок бронирования мест на пароме с гарантией равного доступа для всех перевозчиков.
Одновременно АСМАП также предлагает выделить квоту для перевозки грузовых автомобилей на каждом действующем пароме с Калининградской областью.
Кроме того, в Ассоциации считают необходимым изменить условия работы для грузовиков, «растаможенных на регион». Либо дать перевозчикам с такими транспортными средствами возможность на период действия санкций выполнять перевозки на всей территории РФ и между странами ЕАЭС, либо предоставить возможность собственникам автомобилей растаможить свои машины на льготных условиях — «предусмотрев уплату таможенной пошлины, налогов и утилизационного сбора в минимальном размере в виде фиксированной суммы».
Третьей облегчающей мерой, по мнению АСМАП, может стать распространение субсидий на уплату транспортного налога на все грузовые автомобили в автопарке транспортной компании по состоянию на 1-е марта 2022-го года, а не только на те, которые «растаможены на область».
Еще одним предложением Ассоциации является смягчение весогабаритного контроля для перевозчиков из Калининградской области. «[Просим] принять меры для исключения практики таможенных органов Калининградской и Псковской областей по привлечению перевозчиков к административной ответственности за расхождение весовых параметров при перевозке между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации товаров ЕАЭС, не облагаемых таможенными пошлинами и налогами», — уточняется в письме.
В нем подчеркивается, что ситуация, в которой оказались перевозчики из Калининградской области, «вызвана исключительно геополитическими событиями» и от них никак не зависит, а значит, как следствие, они не могли ее спрогнозировать, чтобы заранее принять соответствующие меры.