Когда-нибудь Литва все-таки собирается открыть границу: в Правительстве республики одобрили введение лимитов на ввоз топлива в грузовиках из Беларуси
30 октября 2025 г.16:52

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
Правительство Литвы одобрило предложение Министерства финансов о том, чтобы ввести лимиты на топливо в баках грузовиков, въезжающих в республику с территории Беларуси, сообщает издание «Sputnik. Литва». Правда, решение должен еще утвердить Сейм, а потому если оно и вступит в силу, то только с 1-го июля следующего года. Лимиты на ввоз топлива тоже пока не установлены, но предполагается, что ограничения составят 200 литров. Считается, что это позволит защитить внутренний рынок Литвы от незаконной продажи топлива, которое в Беларуси и России стоит дешевле. При этом стоит напомнить, что на данный момент грузовикам в принципе проблематично въехать в Литву с территории Беларуси, поскольку по решению литовской стороны граница между странами закрыта как минимум до конца ноября, но не исключено, что ограничения могут еще и продлить.
О том, что Министерство финансов Литвы предлагает ограничить объемы дизельного топлива в баках грузовиков, въезжающих в республику с территории Беларуси, стало известно еще в начале месяца.
По словам главы ведомства Криступаса Вайтекунаса, лимита в 200 литров вполне достаточно для того, чтобы проехать через Литву без дозаправки. Вместимость же топливных баков грузовиков до 1-1,5 тонн позволяет перевозчикам и проехать через территорию Литвы, и слить еще топливо налево, из-за чего бюджет республики может терять до 20 млн. евро в год.
Вместе с тем стоит отметить, что на данный момент, помимо перевозчиков из третьих стран (Казахстан, Кыргызстан, Армения и пр.), въехать в Литву через территорию Беларуси могут только перевозчики из самой Литвы и других стран ЕС, поскольку грузовикам с белорусской и российской регистрацией въезд в страны ЕС в рамках действующего санкционного режима запрещен.
При этом для перевозчиков из ЕС в Беларуси действуют не только ограничения на транзит (грузовики могут доезжать только до приграничных складов и логистических центров для выполнения операций по перецепке/перегрузке), но и на заправку топливом.
Так, для них определен конкретный перечень АЗС. Плюс, на этих АЗС стоимость топлива для них установлена где-то в 1,5 раза выше, чем в целом по стране.
Единственное, транзитом через Литву могут проезжать российские перевозчики, если они доставляют несанкционные товары в Калининградскую область или обратно.
Однако для них с 12-го марта этого года в Литве уже ввели электронное декларирование уровня топлива с его замерами на въезде в республику и на выезде из нее. Это как раз таки было сделано для того, чтобы проконтролировать расход топлива и исключить его сливы налево.
Стоит также добавить, что на данный момент выполнять грузовые перевозки в Литву через территорию Беларуси в принципе проблематично, поскольку Литва как минимум до конца ноября закрыла два действовавших до этого автомобильных пункта пропуска на границе с соседней страной.
Теперь пункт пропуска «Шальчининкай/Бенякони» вообще не работает, а пункт пропуска «Мядининкай/Каменный Лог» может обслуживать только тех, кто подпадает под исключения (дипломаты, граждане Литвы и других стран Евросоюза и лица, имеющие вид на жительство в Литве, а также граждане России, которые по упрощенному транзитному документу следуют в Калининградскую область или в обратном направлении).
Впрочем, решение о введение лимитов на ввоз топлива в баках грузовиков еще должен утвердить Сейм балтийской республики. И даже если такие поправки в законодательство страны будут введены, они вступят в силу только с 1-го июля 2026-го года.
Ну, это хотя бы говорит о том, что когда-нибудь Литва все-таки собирается открыть границу с Беларусью...
