Казахстан защищает свой рынок или присоединяется к санкциям?
9 июля 2024 г.17:40
Официальный портал государственных органов Республики Казахстан
С 1-го июля в Казахстане ограничили выполнение грузовых перевозок по схеме перецепки, а уже сейчас от российских перевозчиков поступают сообщения о том, что их транспортные средства действительно задерживают на территории республики. При этом стоит отметить, что введенные Казахстаном ограничения на перецепку практически совпали по времени с 14-м пакетом санкций ЕС, да и в целом в последнее время Казахстан гораздо щепетильнее начал относиться к соблюдению санкционного режима, запретив, например, транзит через свою территорию нескольких групп товаров, подпадающих под европейские санкции.
На самом деле можно сказать, что введенные Казахстаном ограничения на использование прицепов прежде всего касаются именно российских и белорусских перевозчиков, которые не могут заехать на территорию ЕС и на границе со странами ЕС получают европейские прицепы для дальнейшней доставки товаров, в том числе и в Казахстан.
Ссылаясь на действие Таможенного кодекса ЕАЭС, власти этой республики настаивают, что в таком случае прицеп может считаться временно ввезенным только в том случае, если он довез товар до места назначения и пустым выехал назад. Обратная загрузка прицепов не допускается. Иначе с них необходимо уплачивать все полагающиеся пошлины и налоги, а при их отсутствии транспортному средству с прицепом в принципе могут закрыть повторный въезд в страну.
Официально ограничения вступили в силу с 1-го июля. И уже сейчас перевозчики говорят, что они действительно начали действовать.
«Запрет вступил в силу. Поступает информация о развороте данных прицепов на границе Казахстана и их задержании на таможне назначения», — рассказывает директор по международным транспортным операциям FM Logistic в России Ярослав Белоусов.
Информацию подтверждают и в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков России (АСМАП). «В настоящее время в АСМАП поступают обращения российских перевозчиков о задержании их транспортных средств на территории Казахстана в связи с применением указанных ограничений. При этом полуприцепы задерживаются даже в казахстанских таможенных органах назначения после выгрузки товаров», — говорится в письме Ассоциации, направленном в Министерство транспорта РФ.
В АСМАП подчеркивают, что таким образом власти Казахстана, по сути, отменили послабления для российских и белорусских перевозчиков на доставку европейских грузов с приграничных зон со странами ЕС, хотя прежде сами их и продлили до конца 2024-го года. Притом что и в России, и в Беларуси перецепка для казахстанских перевозчиков по-прежнему разрешена.
«Данный запрет поддерживает национальных перевозчиков Казахстана и сокращает возможности компаний, которые используют европейские прицепы. Уже сейчас автоперевозчики из ЕС сократили свои возможности по доставке грузов из Китая в Европу», — считает Ярослав Белоусов.
Практически то же самое, только другими словами, говорит и директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев, указывая, что теперь транспортным компаниям придется чаще привлекать именно казахстанских перевозчиков.
«Из-за того что с 1-го июля таможенные службы Казахстана начали задерживать на границе российские фуры, везущие грузы из Евросоюза по параллельному импорту, для нас ничего не изменилось. Мы уже давно используем на данном направлении казахских перевозчиков», — отмечает он.
Или приверженность санкциям?
Вместе с тем стоит отметить, что новое прочтение Таможенного кодекса ЕАЭС (а перевозки по схеме перецепки в Казахстан и из Казахстана выполняются уже не первый год) возникло практически одновременно с объявлением нового санкционного пакета ЕС, который в том числе ограничил использование белорусских прицепов и полуприцепов в странах ЕС и в принципе запретил транспортным компаниям с белорусским капиталом (более 25%) работать на территории Союза.
А еще раньше Казахстан ограничил транзит по своей территории подпадающих под санкции ЕС товаров под кодами 84 (ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические устройства и их части) и 85 (электрические машины и оборудование и их части).
«Мы столкнулись с этими ограничениями еще в апреле 2024-го года. Если в электронной декларации даже по ошибке указаны эти группы товаров (84 и 85), то таможня автоматически определяет их под запрет вывоза в РФ. Далее необходимо вносить изменения в коды ТН ВЭД и направлять в Торгово-промышленную палату Казахстана письмо с просьбой рассмотреть возможность вывоза данного груза в Россию. Хотя по действующим межгосударственным соглашениям это территория Таможенного Союза», — рассказывает Игорь Чернышев.
«Ограничения были введены очень быстро и без предварительных уведомлений: 23-24 мая Казахстан перестал оформлять на границе все авто с данной группой товаров и транспорт возвращали обратно в Китай. Потом эти грузы перенаправлялись на альтернативные пункты пропуска», — дополняет руководитель проекта по развитию логистического сектора Китая STALOGISTIC Роман Передерко, указывая, что в результате введенный Казахстаном запрет сказался и на перевозках между Китаем и Россией.
«Очень большое количество грузов было перенаправлено на китайско-российские погранпереходы, а на международных пунктах пропуска на границе Китая с Казахстаном начал образовываться дефицит свободных транспортных средств», — уточняет он.
Как следствие, транспортные компании начали искать альтернативные маршруты для доставки товаров из Китая, объезжая Казахстан, где с ужесточением санкционного контроля участились и досмотры транспортных средств.
«В последнее время мы предпочитаем не использовать Казахстан для транзита китайских товаров. Гораздо проще и быстрее проехать через Монголию на МАПП «Кяхту». Хотя вариант с перегрузом подходит не для всех категорий товаров», — говорит Игорь Чернышев.
При этом он подчеркивает, что в SOTA Logistic значительного изменения числа досмотров на границе Казахстана не заметили. «Хотя другие перевозчики указывают на этот факт», — добавляет представитель компании.
В то же время он указывает, что «таможенные органы Казахстана, в целом, сейчас придерживаются санкционной политики и ограничивают вывоз в Россию любых товаров, попадающих под санкции».
Однако Роман Передерко отмечает, что «ограничения касаются только указанных товарных групп» (84 и 85). «Все остальные товары вывозятся в стандартном режиме и без проблем», — подчеркивает он.
В свою очередь, Ярослав Белоусов подтверждает участившиеся в Казахстане досмотры транспортных средств. «Компании из РФ изменили маршруты для перевозки таких несанкционных товаров, как обувь и одежда. Это связано с тем, что риск досмотра подобной продукции, по нашему опыту, превышает 70% вне зависимости от типа транспорта», — заключает он.