Казахстан вдруг обеспокоился очередями грузовиков на границе Беларуси со странами ЕС

14 ноября 2023 г.16:24

Казахстан обеспокоен очередями грузовиков на границе Беларуси со странами ЕС

Государственный пограничный комитет Республики Беларусь

Казахстан обратился к белорусской стороне с вопросом по поводу больших очередей на границе с Латвией и Литвой, говорится в сообщении Министерства транспорта республики. Хотя на самом деле сейчас заторы на этом участке границы даже меньше, чем были в прошлом году, не говоря уже о досанкционном периоде, когда в высокий предновогодний сезон в логистике на выезде из Беларуси в страны ЕС традиционно скапливались тысячи грузовых транспортных средств.

Напомним: на данный момент грузовики из Казахстана и других стран Азии, следуя через Беларусь, могут заехать на территорию Евросоюза только через пункты пропуска на границе с Латвией и Литвой, поскольку через единственный работающий грузовой переход на границе с Польшей («Козловичи/Кукурыки») по решению польской стороны может проезжать лишь транспорт, зарегистрированный в странах ЕС или Европейской ассоциации свободной торговли (Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн).

При этом действительно сейчас на границе Беларуси с Латвией и Литвой работают ограниченное число переходов: на границе с Латвией — один из двух, «Григоровщина/Патерниеки» (второй был закрыт 19-го сентября), на границе с Литвой — четыре из шести.

Правда, Литва в свое время (18-го августа) приостановила работу тех пунктов пропуска («Твярячюс/Видзы» и «Шумскас/Лоша»), которые по большому счету и не были предназначены для грузового сообщения.

Однако в любом случае ситуация на границе Беларуси со странами ЕС остается непростой.

«В связи с закрытием для грузовых АТС (автотранспортных средств – прим.) пунктов пропуска между Беларусью и Польшей основные грузопотоки в настоящее время приходятся на ПП (пункты пропуска – прим.) Латвии и Литвы, пропускная способность которых не рассчитана на высокую интенсивность», — отмечается на сайте Министерства транспорта Казахстана.

«В связи с этим в ходе заседания казахстанско-белорусской совместной комиссии по международному автомобильному сообщению 17-го октября 2023-го года казахстанская сторона обратилась с вопросом о причинах больших очередей на границе Беларуси с Литвой и Латвией», — рассказали в ведомстве.

Разве это очереди?

При этом стоит сказать, что, хотя сейчас действительно в очереди на выезде из Беларуси в Литву стоит почти 1 тыс. грузовиков, в другие времена здесь скапливалось большее количество транспортных средств, поскольку осенние месяцы — это традиционно высокий сезон в логистике накануне новогодних праздников.

Даже в прошлом году приблизительно в это время, когда уже действовали санкционные ограничения, заторы из грузовиков перед пунктами пропуска с Литвой совокупно насчитывали почти 1,5 тыс. транспортных средств, а на начало декабря только в «Каменном Логе» выезда в Литву ожидали порядка 1,1 тыс. фур.

В целом же, к началу декабря прошлого года общая очередь на границе Беларуси со странами ЕС достигла 5 тыс. грузовиков, что превысило даже количество транспортных средств в эпоху острого миграционного кризиса.

Что касается Латвии, то там в прошлом году в это время (тогда еще перед двумя пунктами пропуска) стояло более 500 грузовых автомобилей, а на сегодня перед пунктом пропуска «Григоровщина» отмечается только 120 фур.

Что ответила белорусская сторона?

Белорусская сторона уже традиционно ответила, что темпы пропуска грузовых транспортных средств намеренно занижаются контролирующими органами Латвии и Литвы.

«Минтранспорта РБ сообщило, что данный вопрос относится к компетенции таможенных и пограничных органов страны. При этом, по имеющейся у ведомства информации, рост числа ожидающих на границе автомобилей не связан с работой контролирующих органов республики, а зависит от количества оформляемых транспортных средств таможенными органами сопредельных стран — Литвы и Латвии», — говорится в сообщении Министерства транспорта Казахстана.

В своем же официальном телеграм-канале Государственный пограничный комитет РБ отмечает, что, например, за прошедшие сутки в пункте пропуска «Каменный Лог/Мядининкай» литовские службы оформили только 17% грузовиков от пропускной нормы, выпуская лишь по три транспортных средства в час (вместо 20 возможных).

Откуда такая обеспокоенность?

При этом стоит сказать, что изначально Польша, когда ограничивала пропуск транспортных средств через переход «Козловичи/Кукурыки», оставляя его для европейских грузовиков, рассчитывала, скорее всего, именно на такую реакцию тех стран, где зарегистрированы перевозчики, которые едут в Европу транзитом через Беларусь.

То есть: что власти Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и др. стран начнут давить на белорусскую сторону с тем, чтобы она разрешила свои вопросы с Польшей и азиатским перевозчикам облегчился доступ на территорию ЕС.