Казахстан, Иран, Туркменистан и Россия подписали дорожную карту по синхронному развитию транспортного коридора «Север-Юг»
22 июля 2024 г.15:41
Пресс-служба Министерства транспорта Республики Казахстан
Накануне, 19-20 июля, в казахстанском Актау прошел первый транспортный торгово-экспортный форум «Север-Юг». Как сообщили в пресс-службе Министерства транспорта Казахстана, в ходе форума между Казахстаном, Россией, Ираном и Туркменистаном была подписана дорожная карта по синхронному развитию восточной ветки этого логистического маршрута, что впоследствии должно увеличить ее пропускные мощности почти в 10 раз — как минимум до 20 млн. тонн грузов в год.
Напомним: по своей изначальной задумке, международный транспортный коридор «Север-Юг» должен соединить Индию со странами Европы, предоставив таким образом более выгодную по срокам альтернативу морскому маршруту через Суэцкий канал. Однако с введением санкций в 2022-м году этот транспортный коридор стал приоритетным и для России, поскольку открывает для нее дополнительный выход к морю и связывает с т.н. «дружественными» странами Азии и Ближнего Востока, ставшими для РФ основными торговыми партнерами.
При этом транспортный коридор «Север-Юг» имеет три ветки: западную (проходит через Азербайджан и Иран), центральную (проходит между Ираном и Россией через акваторию Каспийского моря) и восточную (проходит через Казахстан, Туркменистан и Иран).
Восточная ветка главным образом представлена железнодорожным сообщением.
«Транспортный коридор «Север-Юг» с конечным пунктом в портах Персидского залива и с дальнейшим выходом в Индию открывает широкие перспективы и может стать одним из локомотивов экономического развития нашей страны, — подчеркивается в сообщении Министерства транспорта Казахстана. — Для развития данного маршрута ... подписана дорожная карта с Ираном, Туркменистаном и Россией по синхронному развитию потенциала восточного маршрута международного транспортного коридора «Север-Юг» на 2024-2025 годы».
Считается, что в результате реализации этого документа провозные мощности восточной ветки логистического коридора к 2027-му году увеличатся до 15 млн. тонн грузов в год, а к 2030-му году — до 20 млн. тонн.
Как следует ожидать, синхронное развитие транспортного коридора «Север-Юг» предусматривает также введение единой таможенной и тарифной политики, внедрение механизмов для отслеживания грузов по всему маршруту и предоставление услуг для грузоотправителей в режиме «одного окна», а также, естественно, выполнение совместных работ по расширению необходимой железнодорожной инфраструктуры.
Ранее сообщалось, что с этой целью железнодорожные компании России, Казахстана и Туркменистана создадут совместное предприятие.
Всего же по итогам 2023-го года по восточной ветке транспортного коридора «Север-Юг» железнодорожным транспортом было перевезено 2,1 млн. тонн грузов. Однако это на 4% больше, чем в 2022-м году.