«КамАЗ» разработал модуль автономного управления автомобилем
27 февраля 2020 г.14:24
Официальный сайт ПАО «КамАЗ»
На «КамАЗе» разработан мобильный накрышный модуль автономного управления автомобилем, сообщает пресс-служба компании. Проект получил название «Аватар».
«Аватар» – это мобильный модуль, устанавливаемый на крышу автомобиля, который позволяет «превратить» автомобиль в беспилотное транспортное средство. Для осуществления автономного управления с помощью модуля автомобиль должен быть оснащен автоматической коробкой передач, электронной педалью акселератора, электронной тормозной системой и электрогидроусилителем руля. Все агрегаты должны поддерживать удаленное управление через автомобильную CAN-шину.
К разработке «Аватара» в Научно-техническом центре «КамАЗа» приступили в 2018-м году. Дизайн и начинка модуля были разработаны Службой инновационных автомобилей в 2019-м году. Сегодня идет отработка алгоритмов управления и принятия решений, отладка программного обеспечения, валидация и тестирование системы автономного управления в реальных условиях. Модуль тестируется на автомобиле «КамАЗ-43118».
«Развитие беспилотного транспорта, в том числе и грузового — один из основных трендов автомобильной отрасли. Такие решения призваны оптимизировать дорожный трафик, снизить стоимость перевозок и число ДТП. ПАО «КамАЗ» уже испытывает беспилотный автобус «Шатл» для перевозки пассажиров и бескабинный грузовик «Челнок» для транспортировки грузов на территории предприятия. Внедрение этой разработки в перспективе может привести к расширению использования беспилотного транспорта на территории России», — сказал исполнительный директор Госкорпорации Ростех Олег Евтушенко.
В отличие от своего предшественника, беспилотного автомобиля из проекта «Одиссей», «Аватар» дополнительно оснащен системой дублирования автономного управления, органов принятия решения и системы fusion, состоящей из различных сенсоров, как во фронтальной зоне, так и вокруг автомобиля. Это значительно повышает безопасность движения в автономном режиме, а также позволяет страховать основную систему при ее сбое или поломке. Предусмотрено также и дублирование системы связи, что позволяет в случае помех со стороны одного из передающих каналов, переключиться на другой.
«В определенных ситуациях, при выполнении ряда опасных для человека задач необходимо, чтобы машина выполняла их без водителя. В их числе — масштабные пожары, химические заражения, бактериологические и радиационные заражения территории, ликвидация последствий других чрезвычайных ситуаций», — пояснил цель проекта главный конструктор инновационных автомобилей Научно-технического центра Сергей Назаренко.
В случае, если случился отказ одного блока или прерываются пакеты данных, в приоритет сразу переходит другой блок. Если же система полностью отказывает, то происходит безопасное автономное торможение путем отправки управляющих команд на агрегаты автомобиля. В результате полностью исключается человеческий фактор, так как система автономного управления не устает и не засыпает.
В беспилотном режиме автомобиль может передвигаться со скоростью до 60 км/ч. В дальнейшем предельную скорость будет ограничивать заказчик.
«Модуль «Аватар» способен строить цифровую карту дорог с помощью 3D-лидаров. По этой карте он может самостоятельно построить себе маршрут для передвижения. Оператор указывает конечную точку маршрута, система подгружает карту, выстраивает маршрут и после этого машина начинает движение по заданной траектории», — рассказал главный специалист программного обеспечения систем управления, руководитель группы Службы главного конструктора инновационных автомобилей Научно-технического центра Ильназ Юнусов.
В планах камазовских разработчиков — оснастить систему «Аватар» квадрокоптером, с помощью которого можно будет производить оцифровку и составление карты местности. Далее собранные данные отправятся в модуль «Аватар», что позволит автомобилю более качественно выстраивать маршрут и двигаться на большие расстояния автономно.
Ранее стало известно, что «КамАЗ» разработал беспилотный грузовик без кабины для водителя, получивший название «Челнок». Он представляет собой аккумуляторный электромобиль с бортовой платформой. Максимальная скорость движения модели составляет 40 км/ч.
А в ближайшее время «КамАЗ» начнет тестировать беспилотные технологии в рамках «беспилотного» эксперимента, который проводится в России с 1-го декабря 2018-го года по 1-е марта 2022-го года.