Как перевозчики тяжеловесных грузов выдерживают российскую «просушку» дорог?

26 марта 2025 г.17:28

Как перевозчики тяжеловесных грузов выдерживают «просушку» дорог?

Росавтодор

Итак, российские регионы уже вступили в традиционный для весеннего времени период «просушки» дорог, когда движение грузовых автомобилей существенно ограничивается для того, чтобы сохранить ослабевшие из-за оттаивания грунта дорожные конструкции. Причем для тех, кто перевозит грузы по всей территории России, этот период, по сути, длится на протяжении всей весны и чуть ли не до конца июня, поскольку, начиная с запада на восток, регионы по очереди вводят свои весенние ограничения. В принципе, из-за того что «просушка» дорог действительно является уже традиционным для России мероприятием, транспортные компании давно успели выбрать для себя оптимальную тактику на этот период — остановить перевозки, «пересесть» на маленькие машины, пересмотреть маршрут и пр. Перевозчикам же тяжеловесных грузов в это время приходится «раскошелиться» на оформление специальных разрешений, стоимость которых увеличивается сразу в несколько раз.

Основная сложность весенних ограничений, когда для грузовых автомобилей существенно ужесточаются весовые требования, состоит в том, что они действительно, переходя от региона к региону, растягиваются на всю весну, а где-нибудь на Дальнем Востоке могут продлиться даже до конца июня.

Причем не меньшим дополнительным затруднением является то, что каждый регион самостоятельно определяет условия весенних ограничений, выставляя в том числе различные допустимые значения осевой нагрузки или общей массы транспортного средства.

И одно дело, когда перевозчик выполняет доставку грузов по территории одного региона, захватывая периодически соседние приграничные районы... Ему, по сути, необходимо продержаться только какой-нибудь один месяц, за который он успевает притерпеться к временным условиям работы, выучив, какие дороги подпадают под «просушку», какие весовые требования на них действуют и т.п.

А вот если машине необходимо пересечь несколько федеральных округов, то определить оптимальный маршрут в таком случае — та еще задачка...

Правда, некоторым облегчением для перевозчиков стало освобождение от весенних ограничений федеральных трасс. Но это работает для транзита грузов, а не для их доставки непосредственно в пункт назначения, потому что подъезд к складам, терминалам и пр., как правило, проходит не по федеральным, а по региональным дорогам, которые как раз таки и подпадают под «просушку».

В принципе, как уже отмечалось, каждая компания выбирает подходящую для себя тактику на время весенних ограничений. Некоторые вообще ставят свои машины на прикол, пережидая таким образом «просушку» дорог. (Правда, вряд ли такая стратегия будет удовлетворительной для тех, кто работает по всей территории России.)

Кто-то «разбивает» грузы на мелкие партии, используя для доставки машины меньшей грузоподъемности. Кто-то предпочитает не расширять свой автопарк и просто недогружает обычные фуры, тщательно уравновешивая нагрузку по осям. Кто-то детально планирует маршрут с тем, чтобы максимально объезжать региональные дороги по федеральным трассам...

Однако в любом случае период «просушки» дорог оборачивается для перевозчиков значительными издержками и повышает стоимость доставки грузов.

И, наверное, с наибольшими затратами сталкиваются перевозчики тяжеловесных грузов: помимо того что на время весенних ограничений снижаются допустимые весовые нормы для грузовиков, в формуле расчета компенсации вреда, которая выплачивается при оформлении специального разрешения, повышается т.н. «климатический» коэффициент.

Так, например, в соответствии с Правилами движения тяжеловесного и/или крупногабаритного транспортного средства этот коэффициент может увеличиваться с 0,35 до 1, то есть почти в три раза.

Останавливает ли это перевозку тяжеловесных грузов во время «просушки» дорог?

Работа перевозчиков тяжеловесных грузов во время весенних ограничений продолжается в штатном режиме, но с корректировкой маршрутов и цен на услуги, отмечает менеджер подразделения по подготовке разрешительной документации ГК «АСТ» Олег Беззубов.

Вообще, по его словам, итоговая сумма возмещения вреда дорогам в каждом случае уникальна. «Однако если брать автопоезд с идентичными массой и маршрутом, то стоимость ущербов может увеличиваться в 4 раза», — подчеркивает эксперт.

При этом весогабаритный контроль на период «просушки» значительно ужесточается.

Помимо того что учащается количество рейдов, с каждым годом на региональных дорогах появляется все больше автоматических пунктов контроля, которые перевозчикам уж никак не объехать и которые, в отличие от передвижных постов, нельзя переждать. В то время как максимальные штрафы за превышение допустимой массы грузового автомобиля с 1-го января этого года выросли до 600 тыс. рублей.

Правда, в какой-то мере работу перевозчиков тяжеловесных грузов сейчас облегчает тот факт, что оформление специального разрешения теперь полностью перевели в электронный формат. Это, во-первых, сокращает сроки получения документа вплоть до одних суток, а во-вторых, поскольку система содержит данные по всем дорогам и эти данные должны регулярно актуализироваться, облегчает выбор оптимального маршрута.

Так, например, ранее в интервью нашему порталу Олег Беззубов отмечал, что некоторые регионы действительно еще в начале февраля стали заносить в систему Росдормониторинга информацию по весенним ограничениям на своих дорогах.

В целом же, по мнению менеджера ГК «АСТ», облегчить традиционную «просушку» дорог для перевозчиков может «уменьшение коэффициентов по допустимым нагрузкам».