Смогли ли действительно выдачу специальных разрешений на проезд тяжеловесных транспортных средств в России сократить до нескольких часов?

12 февраля 2025 г.15:44

Как выдаются специальные разрешения на проезд тяжеловесных транспортных средств?

ГК «АСТ»

Еще с октября 2021-го года выдачу специальных разрешений на проезд тяжеловесных и/или крупногабаритных транспортных средств в России начали переводить в автоматический режим, когда на сайте Росдормониторинга запустили «Личный кабинет перевозчика». В результате, на данный момент специальные разрешения в принципе можно оформить только в электронном виде, причем по регламенту, вступившему в силу с 1-го марта 2024-го года, их можно получить уже в день подачи соответствующего заявления. Правда, еще осенью прошлого года участники рынка отмечали, что процесс оформления специальных разрешений по-прежнему сопряжен со сложностями, в том числе и потому, что в систему не внесены данные обо всех дорогах или содержится неактуальная информация по ограничениям на маршруте. О том, улучшилась ли ситуация сейчас, мы поговорили с менеджером подразделения по подготовке разрешительной документации ГК «АСТ» Олегом Беззубовым.

Если вспомнить, то сложности с получением специальных разрешений из-за невозможности в принципе выбрать маршрут по многому ряду направлений возникли сразу же с запуском «Личного кабинета перевозчика» на сайте Росдормониторинга (по ссылке) в октябре 2021-го года. Однако на первом этапе эксплуатации системы это было вполне объяснимо.

Затем, в конце 2023-го года, владельцам дорог в рамках принятого постановления Правительства РФ уже вменили в обязанность к 1-му марта 2024-го года внести в систему все необходимые сведения о дорогах и впредь поддерживать эти данные в актуальном состоянии, в том числе и по действующим на участках дорог временным ограничениям, проводимым ремонтным работам и пр.

Правда, несмотря на это, осенью прошлого года перевозчики все так же указывали на недостаточную актуальность данных в системе. Например, система предлагала маршрут, не показывая, что на нем есть какие-либо ограничения, а потом отказывала в выдаче разрешения по этому маршруту, обосновывая это тем, что на нем все-таки имеются участки с ограничениями.

Впрочем, после последнего обновления, которое было выполнено 9-го января текущего года, многие недочеты в функционировании «Личного кабинета перевозчика» были устранены, рассказывает Олег Беззубов.

Регулярность обновлений

«После последнего обновления Росдормониторинг доработал систему построения маршрутов, добавив в нее полезные изменения: теперь пользователь системы при построении маршрута от точки А до точки Б может видеть текущие ограничения, необходимость разработки ПОДД, а также может добавлять промежуточные точки», — поясняет менеджер подразделения по подготовке разрешительной документации ГК «АСТ».

По его словам, сейчас имеющиеся недочеты в функционировании системы исправляются своевременно. Причем обновления не только устраняют предыдущие ошибки, но и учитывают пожелания пользователей.

Так, например, после последнего январского обновления в системе отображаются участки, по которым потребуется проект организации дорожного движения (ПОДД), благодаря чему при выборе маршрута такой участок можно обойти, а прежде, в результате осеннего обновления, пользователей избавили от необходимости предъявлять актуальные фотоматериалы в ПОДД, поскольку эти данные уже внесли в систему.

«Большинство балансодержателей внесли участки дорог в систему, что позволяет более корректно выстраивать маршруты», — говорит Олег Беззубов, подчеркивая, что в целом «Личный кабинет перевозчика» на сайте Росдормониторинга «работает нормально».

Однако при этом он отмечает, что по-прежнему есть владельцы дорог, которые не поддерживают актуальность данных в системе.

О недочетах

«Актуальность данных варьируется от региона к региону. Где-то мы видим фактические данные, например по ограничению на проезд под мостовыми сооружениями, а где-то встречаем «шаблонные» принятия мер. Например, движение планируется по участку автомобильной дороги, на которой отсутствуют какие-либо габаритные ограничения, но при этом мы все равно сталкиваемся с запросом на принятие мер, тратя на это время», — поясняет представитель ГК «АСТ».

И тут, кстати, стоит напомнить, что вскоре в регионах России один за одним начнут ограничивать проезд грузовиков на время традиционной весенней «просушки».

Как подчеркивает Олег Беззубов, пока сложно сказать о том, будут ли вот эти данные своевременно предъявляться в систему, поскольку «просушка» дорог на большей части страны начнется в марте-апреле и пока ее сроки мало где официально утверждены.

«Однако в одном из регионов при построении маршрута мы обратили внимание, что данные о весенних ограничениях уже занесены в систему Росдормониторинга», — замечает он.

Если же говорить о недочетах, которые еще продолжают оставаться в системе, то представитель ГК «АСТ» выделяет два основных недостатка в механизме выбора маршрута.

«Во-первых, при взаимодействии с картой внутри системы вызывает неудобство некликабельность участка с ограничениями: подсвеченная линия с ограничениями на карте не позволяет стабильно видеть данные с ограничениями, курсор при малейшем движении съезжает и данные пропадают», — указывает Олег Беззубов.

Фото: Скриншот интерфейса системы Росдормониторинга

Во-вторых, отсутствует кликабельность переключения вариантов маршрутов на карте, из-за чего приходится заниматься перебором маршрутов в выдаваемом списке справа, что влияет на временные затраты, добавляет он.

Фото: Скриншот интерфейса системы Росдормониторинга

Разрешение — за полчаса

По словам Олега Беззубова, сроки получения специальных разрешений с запуском соответствующей системы действительно значительно сократились.

«Внутри компании мы делим разрешения на «простые» и «сложные». Срок получения «простого» разрешения может составлять до 30 минут», — подчеркивает менеджер ГК «АСТ».

На «сложные» же разрешения перевозчики тратят от 2 до 20 дней — в зависимости от маршрута и особенностей транспортировки.

Главное, чего удалось добиться благодаря запуску системы, — это сокращение времени на обмен документами между ведомствами.

«Но не все так однозначно, — указывают в ГК «АСТ». — За последние 4 месяца наблюдались частые сбои в обработке оплаты госпошлин и счетов, что иногда достигало 5 дней и приводило к значительным неудобствам (простой транспорта; задержки перевозок, когда груз уже готов к транспортировке)».

Предложения, замечания, пожелания?

Одно из основных замечаний, на которое обращают внимание в компании, — то, что, вопреки законодательным изменениям, которые были приняты еще в апреле 2022-го года, расчет компенсации вреда в системе ведется «на 10 «разрешенных» процентов, чего не наблюдалось до январского обновления».

Кроме того, в ГК «АСТ» в принципе предлагают снизить коэффициенты, по которым рассчитывается ущерб дорогам, что уменьшит количество правонарушений (провоз груза без специального разрешения), однако одновременно позволит увеличить поступления в госбюджет.

Есть также нюансы для иностранных перевозчиков.

«У тех иностранных перевозчиков, с которыми мы работаем, в целом не возникает проблем с получением специальных разрешений по территории РФ. Однако есть, например, сложности с проведением оплаты госпошлины», — поясняет Олег Беззубов.

При этом стоит отметить, что сами разрешения выдаются в электронном виде, но перевозчикам все равно приходится их распечатывать, поскольку хорошим покрытием связи отличаются далеко не все регионы России.

Если же подытожить, то благодаря запуску автоматизированной системы срок выдачи специальных разрешений, который даже по «простой» схеме еще несколько лет назад доходил до 4-6 рабочих дней, сейчас действительно значительно сократился. Сама же система, хотя еще и не до конца отточена, регулярно обновляется с учетом пожеланий перевозчиков и, возможно, уже довольно скоро будет работать полностью корректно, по актуальным и своевременным данным.