К строительству моста на остров Елены во Владивостоке приступят в 2021 году
21 января 2020 г.12:05
Администрация Владивостока
К строительству моста с мыса Эгершельд на остров Елены во Владивостоке планируют приступить в 2021-м году, сообщили ТАСС во вторник, 21-го января, в пресс-службе Правительства Приморского края. Губернатор региона Олег Кожемяко поручил профильному министерству разработать обоснование инвестиций по строительству объекта, который должен создать кольцо из дорог, соединяющее остров Русский и центр города.
В апреле 2019-го года Президент РФ Владимир Путин поддержал предложение Приморского края о необходимости моста на остров Русский через остров Елены и реконструкцию путепровода от улицы Некрасовской до Зари. Строительство объекта должно благоприятно повлиять на транспортную ситуацию во Владивостоке, для которого насущной является проблема пробок. В начале декабря 2019-го года Правительственная комиссия РФ одобрила реализацию проекта.
«Губернатор Приморья Олег Кожемяко поручил Министерству транспорта и дорожного хозяйства Приморского края в течение 2020-го года разработать обоснование инвестиций по строительству моста на остров Елены, чтобы в следующем году уже можно было приступить к его строительству. Параметры будут определены после разработки обоснования инвестиций», — отметили в пресс-службе регионального Правительства.
Согласно проекту, который представили на Восточном экономическом форуме в 2019-м году, мост будет иметь четыре полосы движения, его пропускная способность составит 40 тыс. автомобилей в сутки. Габариты сооружения позволят проходить под ним судам до 60 метров высотой. Вместе с тем разработчики предпроектного макета из санкт-петербургского института «Гипростроймост» отмечали, что пока есть лишь ориентировочные параметры, которые будут уточняться в ходе изысканий.
Мост нужен порту
Мост на остров Елены создаст вторую точку выезда для жителей района Эгершельд, располагающегося на одноименном мысе. Сейчас этот район фактически имеет только две проходящие рядом небольшие дороги, соединяющие его с остальным городом. При этом на самом мысе располагается одно из крупнейших предприятий Владивостока — Владивостокский морской торговый порт (ВМТП), ежедневно осуществляющий сотни грузоперевозок большегрузными автомобилями.
«ПАО «ВМТП» приветствует перспективу строительства моста на остров Елены в рамках проекта развития Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД). Это даст возможность перенаправить поток автомобильных грузов на объездные дороги и разгрузить центральные улицы Владивостока. Порт активно развивается: в минувшем году мы приняли 146 948 большегрузов, это до 700 автомобилей ежедневно», — сообщили в пресс-службе порта.
Там уточнили, что сейчас большегрузы, следуя к объездным дорогам и затем за пределы Владивостока, вынуждены проезжать по центральным улицам города. Таким образом, строительство моста должно убрать серьезную часть грузовых автомобилей с центральных дорог.
С 1-го октября прошлого года в городе ввели ограничения на проезд грузовых автомобилей с прицепом. Им запретили движение по некоторым улицам в дневное время, разрешив его только с 20.00 до 7.00.
Мост на остров Елены, кроме того, должен стать частью более масштабного проекта — Владивостокской кольцевой автомобильной дороги, строительство которой обсуждается последние несколько лет и уже закреплено в генеральном плане развития города. Предполагается, что трасса протяженностью 22,6 км пройдет по берегу Амурского залива. Расчетная скорость движения по ней составит 80 км/ч, ежедневный трафик — от 70 тыс. до 85 тыс. автомобилей.
ВКАД уничтожит рекреационную зону
Независимые эксперты отрасли признают необходимость строительства моста на остров Елены, однако отмечают, что к проекту ВКАД есть вопросы. «Согласно существующему проекту, ВКАД проходит, можно сказать, по «золотому» побережью города — побережью Амурского залива, которое закрыто от холодных летних ветров. Весной и летом это — лучшая рекреационная зона. Но четырехполосная автомагистраль с развязками и рекреационная зона на узкой прибрежной полосе несовместимы», — считает профессор кафедры архитектуры и градостроительства Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Павел Казанцев.
В качестве примера он привел ситуацию в Париже, когда в 1967-м году власти города пытались решить проблему транспортной доступности центра. С этим сегодня столкнулся Владивосток, который пытается подобным же образом освоить свое побережье. В Париже мэрия пустила магистраль по набережной Сены, что отрезало от реки жилые кварталы и офисы. Как следствие, район стал менее престижен — и арендаторы из него ушли.
«Территория начала деградировать и приносить меньше налогов в горбюджет. Пришлось признать, что это решение было ошибкой. Мэрия стала перекрывать эту дорогу на лето, засыпая ее песком, и, когда число отдыхающих на набережной в один день достигло 600 тыс. человек, в 2010-м году было решено перекрыть ее полностью. После 40 лет использования магистраль обратно превратили в нормальную набережную. И таких примеров реконструкции автомагистралей в крупных городах Европы, Америки и наших соседей — корейцев — уже достаточно много», — объяснил Павел Казанцев.
Он уверен, что доступность центра города во Владивостоке повышать необходимо, но никакие дороги эту проблему не решат и город столкнется с такой же ситуацией. Париж вышел из положения тем, что запустил трамвай. В Европе, по словам эксперта, это вместительный, комфортный и популярный вид транспорта. «Думаю, и нашим проектировщикам ВКАД стоит подумать о легкорельсовом общественном транспорте», — сказал профессор ДВФУ.
Одна дорога пробки не отменит
Целесообразность и эффективность строительства ВКАД вызывает вопросы и у эксперта совета по градостроительству Союза архитекторов России, члена градостроительного совета Приморского края Кирилла Солгалова. В долгосрочной перспективе, считает он, кольцевая дорога может принести большую проблему.
«Да, на нем самом пробок, может быть, и не будет, но они образуются на развязках и подъездах к ВКАДу. И опыт транспортного планирования говорит о том, что строительство больших магистралей дает краткосрочный эффект от снижения пробок, так как дает осознание другим жителям, у которых еще нет автомобиля, что вот сейчас его и надо купить. Тем самым повышается количество автомобилей, и значит, надо вновь расширять дороги или строить большие магистрали. Поэтому есть обоснованные сомнения, что ВКАД решит транспортную проблему», — отметил Кирилл Солгалов.
Он уверен, что улучшить возможности горожан добираться из одной точки в другую (обеспечить т.н. «связность») можно за счет соединения отдельных местных участков дорожной сети воедино, организуя таким образом альтернативные пути. Он считает, что необходимо рассматривать каждый участок улично-дорожной сети города отдельно и искать варианты соединения тупиковых улиц между собой, а также строительства полноценных городских улиц там, где их сегодня нет.
Несмотря на критику проекта ВКАД, сам мост на остров Елены как отдельный инфраструктурный объект эксперт считает необходимым. «С точки зрения развития транспортной инфраструктуры любой объект, тем более мост, несет пользу сам по себе, так как повышает связность территории города. Сейчас с района Эгершельда только один выезд, и мост улучшает связность этого района города, давая альтернативный маршрут», — пояснил архитектор.