К 8 ноября в парламенте должны решить, устанавливать ли информационные табло на автоматических постах весового контроля

9 октября 2019 г.17:19

Судьбу спорного законопроекта о весогабаритном контроле решат к 8 ноября

ГБУ «Безопасность дорожного движения»

К 8-му ноября комиссия, в которую войдут члены обеих палат парламента — Государственной Думы и Совета Федерации, — должна решить судьбу законопроекта о весогабаритном контроле, в числе прочего закрепляющего обязательное информирование водителей о результатах измерения с помощью специальных табло. В июле документ был одобрен Государственной Думой, однако Совет Федерации его отклонил.

Законопроект, отметим, предусматривает не только обязательную установку информационного табло на каждом автоматическом пункте весогабаритного контроля.

Он также закрепляет необходимость в течение 5 минут с помощью СМС оповестить владельца транспортного средства о зафиксированном превышении весовых и габаритных норм и обозначить подъезд к самому пункту табличкой «Фотовидеофиксация» и знаком, определяющим оптимальную скорость, на которой этот пункт следует проезжать.

Плюс, в законопроекте подчеркивается, что каждый новый автоматический пост должен перед полноценным запуском проработать в тестовом режиме, в течение которого собственнику автомобиля будут приходить не постановления с суммой штрафа, а уведомления о превышении.

Правда, все эти положения появились в документе ко второму чтению. В своем первоначальном виде он просто предусматривал расширение полномочий Министерства транспорта в деле регулирования весогабаритного контроля: в частности, то, что ведомство имеет право устанавливать единые требования ко всем весовым пунктам и оборудованию.

В принципе, в результате этого в законопроекте и появились недочеты, из-за которых Совет Федерации его отклонил.

Так, в верхней палате парламента заметили, что в прилагающейся документации не указаны источники финансирования (вернее, там сказано, что дополнительных расходов из федерального бюджета в случае принятия законопроекта не предвидится), хотя, по оценкам Министерства транспорта, только установка информационных табло потребует как минимум 10 млрд. рублей.

Вместе с тем глава Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Евгений Москвичев отмечает, что средства на оборудование автоматических постов уже заложены в бюджете: национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», реализуемый до конца 2024-го года, предусматривает создание автоматической системы весогабаритного контроля из 387 постов на федеральных трассах и 366 — на региональных.

Кроме того, по его словам, положение об обязательном информировании водителей содержится и в Приказе Министерства транспорта. Депутаты, внеся в законопроект поправки, просто «дали норме правовую определенность».

Приказ Министерства транспорта №119 от 29.03.2018 г. действительно предусматривает, что автоматические пункты весогабаритного контроля должны включать «технические средства» оповещения водителя или собственника автомобиля о нарушении, однако вообще не уточняет, какие именно. При этом изначально планировалось, что таким средством станет не информационное табло, а только СМС-информирование.

СМС-информирование в качестве «технических средств» оповещения значится и в проекте концессионного соглашения с оператором системы на федеральных трассах.

Для дальнейшего рассмотрения и определения судьбы законопроекта теперь будет сформирована специальная согласительная комиссия из членов Совета Федерации и Государственной Думы. Последняя вчера, 8-го октября, во время заседания одобрила ее создание. В течение месяца, к 8-му ноября, представители обеих палат парламента должны найти компромисс, позволяющий принять документ.

Есть два возможных результата совместной работы: законопроект, уточнив вопрос с финансированием, примут в его нынешнем виде или все-таки «урежут» до первоначального, а положения об информационных табло, предупреждающих знаках, тестовом периоде и пр. пропишут отдельным нормативно-правовым актом — Приказом Министерства транспорта.

Полностью «зарубить» документ не должны, поскольку, как подчеркивает Евгений Москвичев, он необходим для реализации национального «дорожного» проекта.

В то же время у верхней палаты парламента были и другие замечания к тексту спорного закона. Так, в нем прописывается обязанность водителей грузовых автомобилей массой от 12 тонн ознакомиться с результатами замеров и, если обнаружено превышение, остановиться и принять меры по его устранению. На это в заключении Комитета Совета Федерации по экономической политике сказано, что «превышение допустимых весогабаритных параметров может быть совершено и на транспортных средствах с разрешенной максимальной массой менее 12 тонн».