К 2030 году основные дороги России обещают сделать высокоскоростными и доступными для беспилотников
14 апреля 2021 г.14:13
Росавтодор
К 2030-му году основные дороги России будут обеспечены инфраструктурой для беспилотного и электрического транспорта, а время в пути между крупными городами сократится более чем в два раза. По крайней мере, такие сроки, как отмечает ТАСС, установлены в концепции проекта «Агрессивное развитие инфраструктуры», которая разрабатывается рамках стратегии социально-экономического развития России и в последние месяцы обсуждается в Правительстве.
Как следует из презентации проекта, главная цель стратегии — «быстрее добираться к близким, на работу и отдых». Для этого необходимо добиться решения нескольких основных задач.
Так, время в пути между соседними столицами регионов на каком-либо виде транспорта не должно превышать 4 часов, между любыми столицами регионов — 12 часов, из Москвы в Санкт-Петербург оно должно сократиться с 4 часов до 2 часов 15 минут, а из Москвы в Сочи — с 24 часов до 12 часов. Кроме того, в крупных городских агломерациях должна быть реализована стратегия 30-минутного города.
При этом вся опорная сеть дорог должна быть на 100% готова к движению беспилотного и электрического транспорта.
В опорную сеть дорог должно войти порядка 170 тыс. км федеральных и региональных трасс. На данный момент федеральные трассы, общая протяженность которых составляет около 55 тыс. км, находятся в относительно неплохом состоянии: более 80% из них соответствуют нормативным требованиям. Однако из региональных дорог таким требованиям пока отвечают только порядка 45%.
Быстрые дороги
До 2030-го года стратегией предусматривается строительство более 4,8 тыс. км новых автострад. Некоторые из этих проектов уже реализуется.
Так, например, трасса «Москва-Казань» (794 км), которую должны ввести до конца 2024-го года, сократит время в пути между Москвой и Казанью с 12 до 6,5 часов, а в случае ее продления до Екатеринбурга уменьшит расстояние между ним и Москвой с 24 до 12 часов.
Еще одна дорога в рамках транспортного коридора «Европа – Западный Китай» — трасса «Меридиан» (2 тыс. км) — сможет сократить время транзита по России грузов из Шанхая в Гамбург с двух дней до 20 часов.
Железнодорожные проекты
Сближать города и способствовать росту грузопотока должны и высокоскоростные железнодорожные магистрали (ВСМ). Между Москвой и Санкт-Петербургом такую линию планируют проложить к декабрю 2026-го года, а к 2030-му году по ней собираются запустить российские поезда, достигающие скорости в 350 км/ч. Для других регионов к 2022-му году разработают двухэтажные скоростные электрички.
В свою очередь, строительство Северного широтного хода обеспечит дополнительные 20 млн. тонн грузов между Сабеттой и Санкт-Петербургом. В целом, к 2030-му году планируют проложить более 4,6 тыс. км новых железнодорожных путей.
Малая авиация
Для отдаленных регионов предполагается более активное использование авиации. Так, частота использования малой авиации населением Дальнего Востока и Арктики к 2024 году должна вырасти с одной до полутора поездок на четырех человек, а к 2030-му году — до двух. Этому должно способствовать строительство и реконструкция 37 аэропортов в этих регионах.
Финансирование
В презентации проекта сказано, что для достижения целей стратегии необходимо в 2024-м году увеличить капитальные вложения в транспорт до 5% от ВВП, или до 7,4 трлн. рублей, из которых внебюджетные источники должны составить порядка 4,4 трлн. рублей. В 2030-м году инвестиции в транспорт должны достичь 10,8 трлн. рублей (из внебюджетных источников — 6,1 трлн. рублей).
При этом часть этих средств в рамках национальных проектов уже предусмотрена. Так, на период 2021-2023 годы предполагается финансирование инфраструктуры в размере 4 трлн. рублей, половину из которых должны привлечь из внебюджетных источников.
Однако по новой стратегии на 2021-2024 годы потребуется дополнительно 5,4 трлн. рублей, из которых бюджетных средств предусмотрено только 2 трлн. рублей, а на 2025-2030 годы — уже 27,4 трлн. рублей, из которых 16,5 трлн. рублей планируют привлечь из внебюджетных источников.
Для привлечения частных средств в стратегии предлагается создание инфраструктурного фонда с гарантированным объемом финансирования, который будет вкладывать средства в инфраструктурные проекты. Кроме того, предусматривается выпуск бессрочных облигаций на сумму 1,5 трлн. рублей, планируется также компенсация ставок по кредитам на опережающее строительство.
При этом окупить масштабные инвестиции должен помочь переход с 2030-го года на принцип «пользователь платит», который предполагает отход от бесплатного использования инфраструктуры, говорится в документе.